Хотя тема немного ушла в сторону, продолжим ее. Еще несколько камней разной степени их необычности. Кое-что, кстати, открылось мне только сейчас, при их обследовании, и не все - с лучшей стороны.. Но - пойдем по порядку.
~~~
Топаз из обычной для топазов страны Бразилии, но из не самого обычного штата - Байя. Топаз не подвергался облагораживанию - не облучался и не грелся. Двухцветный, светло голубой и... Вот тут вам придется поверить мне на слово - очень светлый вишневый! Но, видя этот красноватый пурпур глазами, справедливости ради надо отметить, очень слабенький и едва заметный, заставить свою камеру увидеть его мне не удалось! Два часа страданий увенчались нулевым успехом! Топазик не самый крупный, 20,87 кт, 18,0х13,0х8,2 мм, очень чистенький... Будущему хозяину придется хранить его очень аккуратно, в темноте, чтобы не обесцветился до срока...
В той зоне, которая на фотографии выглядит бесцветной, расположено "вишневое" пятно. На самом деле камень даже не би-колор, а три-колор - голубой, вишневый и бесцветный.
~~~~~
Весьма обычный опал, не кахалонг наверное - желтит заметно. Очень слабо просвечивает... Но у него оказался в наличии не самой замечательной остроты, но замечательной силы "кошачий глаз"!
На фотографии камень намного желтее, чем на самом деле, так как направленный пучек света был желтым с температурой не выше 3000К. Опальчик родом из Танзании, 2,13 карат, 8,3х7,6х6,3 мм. При рассмотрении того, что оказалось возможным увидеть у него внутри, обнаружились такие вот игольчатые включения:
Увеличение 15х Увеличение 100х
Увидеть большего числа включений не удалось пока - и камень не очень прозрачен, и большинство собственно включений вероятно очень малы. И опять же - имерсионная жидкость кончилась... Включения на самом деле синего и темно-оранжевого (коричневого) цвета. Что это такое - пока не знаю.
~~~
Кабашоны апатитов с эффектом кошачьего глаза совсем не редкость, но лично мне все время попадались только желтые. А вот сейчас лежит передо мной на столе изумрудно- темно-зеленый апатит, кабашончик 6,31 карат, 11,8х10,3х6,0 мм. С весьма приличным "кошачьим глазом".
На фотографии под увеличением 15х при всех включенных источниках света хорошо видны параллельные линии включений, перпендикулярно которым и сверкает глазок. Что именно за включения, пока не знаю.
~~~
На закуску сегодня - самый интересный и, одновременно, самый разочаровывающий камень. Шпинель с сильной и острой 6-лучевой звездой и эффектом смены света с очень темного синего на очень темный пурпурный. Точнее сказать, тон обоих цветов скорее даже ближе к экстрематльно темному, чем к просто очень темному, но черным кабашончик все же не выглядит. Цейлонская щпинель весом 2,42 карата, 8.0x7.0x4.8 мм:
Именно рассматривая свежесделанные кадры, я обратил внимание на яркие радужные пятна. Они явно выглядят чужеродными в изотропном камне, в котором даже возможное теоретически двойникование (вот только не знаю, возможно ли оно теоретически) не дало бы такого эффекта и в поляризованном свете, а уж под обыкновенным источником света - тем более.
Вот что увиделось под микроскопом:
15х 40х
Говорят - из песни слов не выкинешь. Камни - та же песня. И если со слепу не заметил очевидных фактов невооруженным глазом, то хорошо вооруженным глазом тех же фактов не заметить нельзя. При обработке эта шпинель лопнула! Скорее всего - уже при ее мытье, или в ультрасонике от вибраций, или под стиммером из-за неравномерного разогрева. Лопнул камень по естественным трещинам, развалившись, по моим подсчетам, на 4 куска... Видимо резчику было жаль расставаться с таким неординарным материалом, и он, надо отдать должное, склеил камень исключительно аккуратно! Я внимательно осмотрел под микроскопом все трещины-швы, и нигде не обнаружил ни следа клея по поверхности швов. Но внутри между склееными плоскостями клей хорошо заметен. Ну а радужный эффект объясняется исключительно оптическими характеристиками застывшего клея. Хотел бы оказаться неправ, но никакого иного объяснения увиденному я не нашел.
Под микроскопом же подтвердилась догадка (продавец об этом не обмолвился ни словом, а при фотографировании ткое показалось) о наличии весьма сильного эффекта смены цвета.
Вот как выглядит эта шпинель под проходящим искуственным светом 3200К.
Нечастый случай - при обработке камня сохранилась вмещающая порода, которую можно видеть в основании кабошона. На снимке порода занимает всю левую часть кадра (увеличение 30х). Что за порода - не знаю, гадайте сами, в породах я не разбираюсь.