Леонид, оставьте фон в покое. В данном случае, как мне кажется, все эти световые рисованные пятна только отвлекают и снижают визуальный контраст изображения. Кадр лучший - третий, где фон тёмный и однородный. Это в том случае, если надо показать каменюку (Вы ведь этого хотите?). За "каменюку" - не обижайтесь, мы ведь не о опалах, а о технике съёмки говорим.
Глядя на ваши эксперименты - убеждаюсь, что работать надо именно светом. Направления два:
- выраженная проработка рисунка поверхности камня - но теряем рельеф;
- показываем рельеф образца - за что имеем тени, в которых теряется окраска.
Ясно, что умудриться найти компромисс - сложно. Я не знаю как это сделать. Как вариант - делать два снимка и размещать оба, расположив их при помощи редактора на одном рисунке. Во всяком случае, для наших целей (понять, как это выглядит) - вполне адекватный ход.
Собственноручно сделанные примеры не просите, их нет. Когда-нибудь доберусь. Пока - макрообъектив и встроенной вспышкой в лоб.