Рассказываю.
Греция 1989 год. Стою на Акрополе, лицезрею уродскую реконструкцию Парфенона. Из-за этого уродства, которое нагородило ЮНЕСКО (заменяют утраченые древние мраморные блоки новыми, и чтобы видно было, что они современные, у них нарочито белый цвет и чёткая форма с ровными краями) впечатления от памятника никакого, да и день выдался какой-то мрачный, облачный. Дорожки на Акрополе огорожены веревочками, за которые заступать нельзя. На дорожках то там, то сям лежат мраморные камушки, достаточно пошарпанного "древнего" вида. Наклоняюсь, чтобы "завязать шнурок", и тайком поднимаю камушек. Краем глаза замечаю, что какая-то женщина, по виду - гид одной из групп туристов, заметила эту мою уловку и хитро улыбается. Мне становится стыдно, и чтобы хоть как-то скрасить ситуацию, обращаюсь к ней по-английски:
- Как Вы думаете, это - настоящий мрамор?
- Настоящий! - беззлобно овечает она - Это действительно настоящий мрамор!
Мне становится стыдно и я бросаю камень обратно.
- Берите-берите! - радостно кивает гид - берите!!!
- Но Вы же сказали, это настоящий мрамор... Исторический камень.
- Я сказала, что это мрамор, но он не исторический, а современный. Туристы обязательно хотят увезти мраморный камушек с Акрополя, и чтобы они не лазали за ограждение, несколько раз в год сюда привозят грузовик такого "исторического" мрамора и рассыпают по дорожкам. Так что берите, не бойтесь!
Дело было давно, до вступления Греции в Евросоюз.
Италия. Три десятка километров от Рима, Остия Антика, 2011 год. Бродим по Остии: несколько гектаров развалин, в которых нет ни души. Бродим по развалинам вдвоём с мужем, совершенно одни. Группка смотрителей (они же - косят траву, они же - ворочают туда-сюда исторические камни и т.п.) сидят верхом на старой раздолбанной таратайке, и варят кофе прямо на примусе, поставленном на капот этого драндулета. Проходим мимо них, поворачиваем в одну из "улиц", заходим в развалины древнего дома. За стеной дома - разваленная стена в другогой дом, соседний. Прямо посреди развалин соседнего дома - ГОРА осколков античной керамики, диаметром метра в три и высотой больше метра! Свалены прямо в кучу, и, видимо, так давно, что куча затянулась песком и поросла травой! Муж перемахнул через стену, помог мне перелезть. Реально римская керамика, вперемежку с отдельными тессерами мозаики. Только мелкие осколки, видимо, сюда сваливали всё, что не сильно заинтересовало. Ни охраны, ничего! По пути обратно пытаемся поговорить со смотрителями:
- У вас там во дворе дома осколки керамики и мозаики, и их не охраняют?
- А!.. тут много такого валяется! - отмахивается рукой рабочий
Ну мы - цивилизованные люди, нам совесть не позволила ничего взять оттуда. А, если честно, хотелось...
Иордания 2013 год. Петра. Прямо на наших глазах от скалы за амфитеатром отваливается и разбивается глыба песчаника. Все под впечатлением, потому что точно такие же скалы предстоит преодолеть на обратном пути, а бежать там если что, некуда. Под впечатлением все, кроме ребенка. Уже дома дитя открывает свой рюкзачок и демонстрирует:
- Мам, смотри - это кусочек той самой скалы, что упала! Дитятко пронесло "кусочек" (размером с мой кулак!) - аж через две границы, и одна из них - израильская!
Кстати, потом выяснилось, что и кораллы, найденные на израильском берегу Красного моря дитя тоже захватило! Но, видит Бог, я не пойму, почему запрещено вывозить обкатанные мертвые осколки кораллов. Боятся, что песок в море кончится?