Автор Тема: цвета природного янтаря  (Прочитано 8414 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн marc2288

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1950
  • Карма: +2/-0
  • Латвия, Юрмала
    • Просмотр профиля
Re: цвета природного янтаря
« Ответ #15 : 16 Августа 2011, 13:23:46 »
1.    Сребродольский Борис Иванович 'Янтарь'

В процессе обработки балтийского янтаря практикуется разделение его на сорта в зависимости от цвета, прозрачности и способности полироваться:
•   кляр - прозрачный, с характерным янтарным цветом от почти бесцветного до темно-коричневого. Ценится благодаря своей прозрачности и красивому цвету, легко полируется;
•   полупрозрачный (дымчатый) - слегка замутнен пузырьками воздуха с прозрачными просветами, от желтого до темно-желтого, реже красный и еще реже голубой, легко полируется;
•   бастард - характеризуется средней прозрачностью и неоднородным желтым цветом с темными пятнами, легко полируется;
•   костяной - непрозрачный, белый, похож на слоновую кость, оттенков мало, полируется;
•   красный - непрозрачный, не полируется;
•   слоистый - белый, не полируется;
•   пенистый - непрозрачный, белый, по внешнему виду мало похож на янтарь, его цвет и строение напоминают застывшую пену. Это самый пористый, а поэтому и самый легкий сорт янтаря, вследствие пористости не полируется;
•   загрязненный - серый до черного, непрозрачный, не полируется;
•   вскрышной - красный, с толстой коркой окисления, просвечивает, плохо полируется.
 Это разделение до некоторой степени условно, так как в одном куске янтаря могут сочетаться различные его сорта.

Коллекции включений флоры и фауны в янтаре имеются в музеях. Самой богатой в начале 40-х годов XX в. располагал музей Кенигсбергского университета. Эта коллекция насчитывала 70 тыс. образцов, среди них уникальным стала ящерица с оторванным хвостом. Были там муравьи и их скопления, стрекозы с распростертыми крыльями, едва умещавшимися в куске янтаря, жуки нескольких сот видов, рои пчел и ос, скопления мух и шмелей, множество пауков, бегущих по хорошо видимой паутине, точками висели в янтаре крохотные мушки. Коллекция не сохранилась, она была разрушена во время войны.  В России в кабинете естественной истории Виленского университета долгое время экспонировался янтарь, ставший гробницей для лягушки.

В наше время богатая коллекция янтарей с животными и растениями экспонируется в Музее янтаря в Паланге. Она знакомит посетителей с десятками фрагментов флоры и фауны глубокой древности. Особенно интересны пауки с длинными ногами, как бы старающиеся ими оттолкнуться, вырваться на свободу, застывшие в полете мухи, толстые термиты и поджарые тараканы, муравьи, тащившие какую-то соломинку, и др. Растительные остатки представлены веточками растений, семенами, тычинками и пестиками, лепестками цветов.

Кратко охарактеризуем членистоногих, найденных в янтаре на основе описания геолога В.И. Катинаса (1971).
•   Лжескорионы в янтаре представлены 12 родами,9 семействами.
•   Сенокосцы в янтаре встречаются из 8 семейств.
•   Пауки - одна из наиболее многочисленных групп. Известно 41 семейство этого отряда.
•   Клещи в янтаре представлены 29 семействами.
•   Двухвостки в янтаре исследованы недостаточно. Описан только один вид - двухвостка-камподеа
•   Ногохвостки довольно часты в янтаре.
•   Щетинохвостки в янтаре довольно редки
•   Таракановые - очень древняя группа. В янтаре известны насекомые 13 родов
•   Термиты в янтаре встречаются довольно часто
•   Прямокрылые в янтаре представлены кузнечиковыми и сверчковыми
•   Веснянки, извлеченные из янтаря, исследованы недостаточно.
•   Эмбии -  в янтаре найден один вид.
•   Уховертки в янтаре представляют виды семейств лябиидэ и форфикулидэ.
•   Сеноеды в янтаре попадаются довольно часто.
•   Стрекозы (собственно стрекозы и красотки) - обитатели стоячих вод.
•   Равнокрылые из семейств цикадовых и тлей.       
•   Трипсы довольно распространены в янтаре.
•   Жесткокрылые (жуки) - преобладают точильщики и щелкуны.
•   Веерокрылые - обнаружен в янтаре один вид семейства менгенид.
•   Блохи крайне редки.
•   Ручейники обычны в янтаре.
•   Чешуекрылые (бабочки). Из известных науке 8000 видов в янтаре найден 51 вид.
•   Перепончатокрылые представлены в основном муравьями, редки пчелы и осы.
•   Двукрылые - более половины всех насекомых, обнаруженных в янтаре. Преобладают животные семейства длинноусых, объединяющие комаров и других комаровидных двукрылых.
•   Вислокрылые обнаружены в янтаре в виде личинок обыкновенной вислокрылки и в виде взрослых особей.
•   Сетчатокрылые в янтаре редки, но представлены большим количеством видов семейств.
•   Верблюдки обнаружены в янтаре в виде личинок рода безглазки.
•   Скорпионницы представлены видами семейств скорпионниц и комаровок.
•   Из других членистоногих крайне интересна находка в куске янтаря ракообразного из семейства гаммаридов.

2.   Любченко Валерий (www.valera-lyubchenko.narod.ru)

Облагораживание - физическое и химическое воздействие на янтарь, благодаря которому камень, не теряя естественных свойств, улучшает первоначальные или приобретает новые качества, повышают его в цене. Пористость дает возможность просветлять и окрашивать самоцвет.
Непрозрачный янтарь просветляют кипячением в льняном и сурепном масле и прокаливанием. Во время кипячения пузырьки заполняются жиром и начинают пропускать свет. Разогревание и охлаждение масла с янтарем должно происходить медленно. Только таким способом можно получить чистый, прозрачный, как стекло, продукт. Его более сильная по сравнению с необработанным янтарем способность к светопреломлению связана с введением проясняющего вещества. Для просветления янтаря прокаливанием кусочки его кладут в песок и прогревают там продолжительное время при температуре выше 100 градусов. В процессе нагревания янтарь размягчается, замутняющие его пузырьки замыкаются. Происходят локальные микровзрывы пустоток, которые способствуют образованию веерообразных радужных блесток, по форме напоминающих рыбью чешую. Специалисты называют эти лепестки «золотыми лучами».
Еще во второй половине XVIII века янтарь не только просветляли, но и окрашивали в красный, синий, фиолетовый, пурпурный и зеленый цвета; «так что он на драгоценные камни походить будет и ко всякому украшению употреблен быть может». В Древнем Риме окрашенный в красный цвет янтарь ценили на вес золота.
Природа щедро одарила янтарь всеми красками и оттенками. Цветовая палитра янтаря изменяется от бесцветной и белой до серой, желтой, зеленоватой, голубой, розовой, красной, коричневой и даже черной. Преобладает красивый золотисто-желтый цвет разнообразных тонов и опенков.
Ярко-зеленая (изумрудная) окраска - у сицилийской ископаемой смолы. Сицилийский янтарь (симетит) мягче балтийского сукцинита, совсем не содержит янтарной кислоты но имеет прекрасные поделочные свойства. Сицилийская смола может быть синеватой и фиолетовой. Зеленые янтари известны в Доминиканской республике. Светлые самоцветы иногда называют синими.
Очень редки розовые янтари. Они представляют собой тонкое чередование розоватых и зеленоватых полосок с явным преобладанием первых.
Редки и красные янтари. В Японии красный янтарь называли «драконовой кровью». Редко встречаются коричневые янтари. Исключительно редок черный янтарь.


3.   Профессор Л. Т. Жукова
Модификации янтаря и его имитации на основе смол органогенного и синтетического происхождения


На сегодняшний день науке подвластно не только изменение его внешнего вида, получение необходимой формы и размеров, но и процессы имитиро¬вания янтаря, которые можно сконцентрировать в несколько групп.
1.   Изготовление янтаря на основе самого янтаря, с использованием крошки различных фракций, облагораживание.
2.  Имитации янтаря на основе природных смол, образующих группы флорогенных материалов.
3.  Имитации янтаря на основе искусственных смол (пластмасс).

Изготовление янтаря на основе самого янтаря, с использованием крошки различных фракций, облагораживание
Процесс облагораживания янтаря известен еще со времен Плиния Старшего (23-79 гг до н. э.), собравшего труды исследователей того вре¬мени в «Естественной истории», где приводит результаты своих работ. В своей монографии он писал о том, что в Древнем Риме умели красить ян¬тарь, ценившийся на вес золота, в красный цвет с помощью корня Anchusa tinctoria, морского пурпура и козлиного сала. Также древние римляне ис¬кусно просветляли замутненный янтарь путем кипячения его в жире моло¬дого поросенка. В процессе кипячения пузырьки в янтаре заполнялись жи¬ром и приобретали способность пропускать свет. Такой способ применял¬ся и мастерами XIX в при изготовлении линз для очков, увеличительных и зажигательных стекол.
На сегодняшний день существует также способ просветления замут¬ненного янтаря с помощью сухого прокаливания в песке, который предва¬рительно подвергается обесцвечиванию в автоклавах в течение 15 ч под давлением в азоте при Т = 250 °C. В зависимости от длительности нагрева окраска янтаря постепенно меняется от золотистой до темно-вишневой. Этот процесс сопровождается образованием зеркальных трещинок - эф¬фект солнечных блесток и получается игристый или радужный янтарь. Иногда эти трещинки дополнительно окрашиваются.
Процесс получения янтарных заготовок методом прессования янтаря впервые было применено в 1881 году двумя венскими фирмами, которые использовали метод Шпиллера и метод Требича. В настоящее время прин-ципы технологии прессования остались в общих чертах прежними, хотя и имеют некоторые дополнения.
Из современных патентных исследований видно, что преобразование методов модификации янтаря (создания амброида) происходит по направ¬лению к усовершенствованию структуры и формы получаемой заготовки. А именно:
-    получение конечной формы, не имеющей в процессе дальнейшей обработки большого количества отходов производства
-    повышение физико-технологических свойств амброида, для кото¬рого главным критерием является сохранение цветовых характеристик на протяжении длительного времени эксплуатации и предотвращение раннего разрушения материала
-    получение амброида необходимой формы и размера, применимого как в ювелирных, так и декоративно-отделочных проектах.
Имитации янтаря на основе природных смол, образующих группы флорогенных материалов
Все существующие природные смолы, используемые в различных сферах, как без добавления примесей, так и проходящие сложный процесс очистки и преобразования в полезную субстанцию, являются органоген¬ными образованиями группы флорогенных материалов, подразделяющиеся на современные и ископаемые смолы.
Современные мягкие смолы, в отличие от ископаемых, претерпели лишь начальную стадию окаменения. Внешне они похожи на янтарь и ис¬пользуются для его имитации, или применяются в качестве сырья для изго-товления лаков для придания преимущественно деревянным покрытиям де¬коративного облика, а также для защиты от воздействия внешних факторов.
Например, каури - твердая смола, выделяемая гигантскими деревья¬ми на островах Новой Зеландии, Австралии и на островах Фиджи и Новые Гибриды. В наши дни каури использу¬ется в ка¬честве имитации янтаря.
Еще одна разновидность смол - копал, имеющая похожее с каури применение, и, добывающаяся в Австралии, странах Африки, Америке и даже в Азербайджане, является достаточно распространенной и встречает¬ся как выделение современных и ископаемых деревьев. Залегая в толщах торфяных болот, быстро отвердевает и становится пригодным для обра¬ботки. Для имитации янтаря копал используют китайские мастера.
Однако копал привлекал внимание не только мастеров сувенирного дела, но и исследователей, чей интерес имел особую коммерческую осно¬ву. Таким представителем явился вышеупомянутый Франц Шпиллер, вла-делец фирмы «Братья Шпиллер» в Вене, который в своем патенте от 30 апреля 1907 г., предложил метод преобразования копала в материал, по свойствам, напоминающим янтарь.
Шеллак представляет собой продукт переработ¬ки смолистого материала, образующегося на деревьях, произрастающих в Индии и Юго-Восточной Азии и является выделением насекомых лаковых червецов. После сбора природного лака в опреде¬ленное время года, массу подвергают измельчению, промывке и сушке для получения сыпучей массы. Шеллак, применяющийся в качестве мате¬риала для изготовления янтарных имитаций, до¬полнительно окрашивается порошком аурипигмента. 
Хрупкие смолы, такие как представители семейства ретинита, копа-лита и др., испытавшие длительный процесс окаменения, похожи на янтарь и почти не растворимы в обычных растворителях. Они встречаются в раз¬ных частях света и имеют желтовато-бурую окраску. В ювелирном деле практически не используются, так как из-за хрупкости не поддаются меха¬нической обработке и находят применение только в виде лаков. Тем не ме¬нее, на их основе иногда изготавливают имитации янтаря.
В сущности изделия, выполненные из таких разновидностей смол, имеют сувенирное назначение и изготавливаются не на рыночном уровне, а предназначены для потребителя, посещающего места, где они являются предметом местного промысла.
Имитации янтаря на основе искусственных смол (пластмасс)
Благодаря технологиям производства пластмасс, многие проблемы, связанные с недоступностью янтарных изделий, были решены. Своей тех¬нологичностью дешевые заменители некоторых цветных камней и органо-генных ювелирных материалов, перевернули мир.
В состав пластмасс входят наполнители, пластификаторы и различ¬ные красители, которые благодаря своим свойствам имеют определенные торговые названия. Например, бакелит - разновидность пластмасс, полученная на осно¬ве фенолформальдегидной смолы, запатентованный в 1909 г. американским ученым бельгийского происхождения Л. Бакеландом, благодаря легкости формования, устойчивости к температурным воздействиям, влажности и кислотам, сразу же завоевал популярность у промышленников, так в 1916 г. из него впервые была получена имитация янтаря. Прозрачные изделия из такой пластмассы получали литьевым способом.

Оффлайн Серый

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 847
  • Карма: +0/-0
  • Свердловская область
    • Просмотр профиля
Re: цвета природного янтаря
« Ответ #16 : 16 Августа 2011, 14:16:24 »
А при чём тут уникальные вещицы?
По мне, способ ничуть не хуже, чем идентификация минерала воздействием кислоты.
Не надо впадать в крайности.
А это я процитировал "полезные советы" из какого- то журнала. Типа "Если Вы купили уникальное ювелирное изделие с камнями, но сомневаетесь в их природном происхождении, то есть методика их определения".

Оффлайн marc2288

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1950
  • Карма: +2/-0
  • Латвия, Юрмала
    • Просмотр профиля
Re: цвета природного янтаря
« Ответ #17 : 18 Августа 2011, 14:08:11 »
          Спустя несколько лет на Лиепайском пляже снова зарегистрирован случай получения ожогов в результате воспламенения лжеянтаря. Об этом сообщает "Курземес вардс".
          По данным издания, 47-летний отдыхающий нашел на пляже кусочек янтаря и положил его в карман, однако вскоре он воспламенился. Пострадавший в оперативном порядке доставлен в Ожоговый центр, где у него констатировали ожоги 3-1 степени.Состояние пострадавшего медики характеризует как стабильное, однако на полное восстановление потребуется много времени.
          Как известно, в течение уже многих лет лиепайчане и гости города часто становятся жертвами опасной подделки балтийского янтаря — белого фосфора. При малейшем трении загорается, и потушить его мгновенно практически невозможно.
          Нынешняя ситуация является последствием того, что в конце 80-х — начале 90-х годов прошлого века во время ликвидации военно-морской базы в Лиепае было списано множество боеприпасов Балтфлота. Тогда часть фосфора, входившего в состав боеприпасов, не сгорела и была смыта в море.