Группа компаний "Руститан" и корпорация "Аеон" совместно с Республикой Коми и Ненецким автономным округом приступили к реализации мегапроекта по разработке крупнейшего в мире Пижемского месторождения титановых руд и кварцевых песков со строительством железной дороги Сосногорск - Индига и глубоководного порта "Индига", сообщил глава Коми Владимир Уйба.
Проектирование займет два года с прохождением всех государственных экспертиз, строительство - от двух до трех лет.
Объем инвестиций в вертикально-интегрированный горно-металлургический комплекс на базе Пижемского месторождения оценивается в 140 млрд рублей по ценам 2022 года. Это вложения в карьеры, обогатительные фабрики, в объекты химико-металлургического комбината и сопутствующую инфраструктуру. Компания "ИнфраВЭБ" госкорпорации ВЭБ детально подготовила по всем трем проектам (горно-металлургического комплекса, железной дороги Сосногорск - Индига и порта "Индига") финансовые модели государственно-частной концессии и решения по ним, они будут раскрыты по мере продвижения мегапроекта, сообщил гендиректор.
Срок окупаемости горнорудной части мегапроекта, которая является его драйвером, оценивается в 6,5 года, железной дороги - 13 лет.
В ходе создания национального горнопромышленного кластера планируется построить в Коми многопрофильное производство высококачественных концентратов пористого рутила, циркона, оксида железа, игольчатого волластонита, прокаленных кварцевых песков, стекольных песков, диоксида титана, а также титановых порошков. Многие продукты являются уникальными для России и сегодня импортируются. Они необходимы для аэрокосмической, судостроительной, автомобилестроительной, нефтегазовой, лакокрасочной и химической отраслей.
Порт Индига создается корпорацией "Аеон". Выполнены комплексные инженерные изыскания, разработана предпроектная документация. Грузооборот порта на начальном этапе будет составлять 8 млн тонн, а к 2030 году достигнет более 80 млн тонн грузов в год. Проект строительства железной дороги Сосногорск - Индига длиной 559 км по Коми и Ненецкому автономному округу реализует консорциум, который завершил разработку предпроектной документации и подготовил оптимальную трассировку прохождения дороги с учетом ее протяженности, количества преодолеваемых водных преград и технико-экономических показателей. Инвестиции в строительство дороги оцениваются в 371 млрд рублей в ценах 2022 года. Пропускная способность магистрали - 122 пары поездов в сутки, грузовая база - 67 млн тонн грузов в год, дорога потребует 1 500 человек обслуживающего персонала в Коми и НАО.
Освоение Пижемского месторождения и создание порта Индига с железнодорожной магистралью Сосногорск - Индига включено в стратегии развития Коми и Ненецкого автономного округа, в стратегию развития Арктической зоны РФ.
https://tass.ru/ekonomika/15258953