Процесс опализации это и есть когда поры теряют жидкость С агата выгнать жидкость это большая проблема.Агат годами на солнце лежит и покрывается только сединой опала а ваш в темноте с космической скоростью переходит в опал.
Нет-нет-нет. Вы не понимаете о чём говорите. И даже я с вами поглупел как-то.
Не может халцедон просто так напрямую опализоваться. В принципе не может. У них разные энергетические уровни. Ну это всё равно как если бы у вас годами в углу валялась пудовая гиря. И вдруг сама собой она оказалась бы на шкафу. Причём даже не в вашей квартире, а у соседей этажом выше. Так не бывает.
Полагаю, что дело тут в остаточном кремнезёмном геле. Исходном материале из которого образовывался весь агат - все фазы что в нём есть - халцедон, кварцин, кристобалит и в финале кварц. По сути своей этот гель - некий пластичный холодец состоящий из в разной степени конденсированных кремнекислородных тетраэдров и воды. Он не стабилен и со временем раскристаллизовывается теряя при этом воду. Большинство агатов попадающих к нам в руки уже не содержат этого исходного геля и поэтому они стабильные и беспроблемные. Но изредка в каких то не до конца устаканившихся агатинах вероятно могут сохраняться следы этого геля. Не в чистом виде конечно, а в виде пропитки между пучками волокон халцедона и кварцина. Вот он то не стабилен и реакционноспособен. То есть может скинуть воду и раскристаллизоваться практически в любую кремнезёмную фазу - хоть в тридимит, хоть в опал в зависимости от условий.
Практически это означает, что ваш агат изменился окончательно и как бы вы не старались в прежнее состояние его вернуть уже нельзя.
Возвращаясь к теме опализации, повторю - халцедон просто так напрямую опализоваться не может. Но если перевести часть халцедона обратно в гель (в среде с высоким рН), то тогда конечно, тогда да. Поэтому не стоит закладывать агаты/халцедоны в щелочные растворы (содовые, KOH, NaOH и т.п.) поскольку не ясно во что этот гель потом раскристаллизуется. Хотя в соответствие с законом Мерфи как раз ясно - в какую-нибудь мерзко выглядящую гадость (= вторичный опал).
Кстати очень вероятно, что этот гель в вашем образце не был натуральным, а возник в результате вот таких вот экзерцисов. Готовили пластину к прокраске, замочили в щёлочи для пущего открытия пор, а потом махнули рукой - и так сойдёт. Достали, сполоснули в водичке, но гель-то никуда не делся. И вот спустя два-три года он "выстрелил". Так что темнота/солнце тут роли не играли. Сыграли бы тут роль температура, давление и влажность. Если б давление в вашем ящике было атмосфер 5-7 водяного пара, то может из геля вырос бы не опал, а халцедон или кварц.