Ещё по теме: -
«Великие начала бытия пребывают в конкретной реальности гор и рек, и бесконечности творений,
улавливаемых в их различных аспектах: с лицевой и оборотной сторон, наискось, в профиль,
концентрированно, рассеянно, близко, удаленно, изнутри, извне, как пустое, полное, прерывное,
длительное, в последовательных градациях, обнаженное, цветущее, колеблющееся, мимолетное.
Так, если горы, реки и вся бесконечность творений могут обнаруживать свои души человеку, то потому
только, что человек обладает могуществом воплощения изменчивости жизни.
Если бы это было не так, то как было бы возможно извлекать из кисти и туши живую реальность,
обладающую плотью и кровью, расширением и сжатием, субстанцией и функцией, формой и
динамикой, наклоном и отвесом, плотностью и прорывами, скрытой возможностью и разбрызгиванием,
гордым возвышением, резким возникновением, заостренной высотой, фантастической крутизной и
головокружительным нависанием, выражая в каждой детали всеобщность души и полноту духа»
«Беседы о живописи. Ши Тао»