В настоящее время Газпромом в Сахалинской области на Береговом технологическом комплексе (БТК) Киринского газоконденсатного месторождения впервые в России пущен в эксплуатацию подводный добычной комплекс. Произошло это знаменательное событие аж в 2013 году. Вот ссылки на почитать
http://forum.newgaztech.ru/assets/files/Novivkov_sect_1.pdf и еще раз почитать
http://sahalin-shelf-dobycha.gazprom.ru/about/technologies/pdk/ и на посмотреть
http://www.gazprom.ru/press/news/2013/october/article175040/ .
Обращу внимание, что под подводную добычу создан десяток ГОСТов и полтора десятка СТО Газпрома. Это серьезная заявка, что в эту область пришли всерьез, и на долго.
Но речь я поведу несколько о другом: о перспективных разработках в области создания подводных мобильных комплексов.
Первое, что надо разработать для проведения работ на дне, это сам рабочий модуль.
И что там с этим делом? А он есть у нас. Не в железе, но все таки работы в этом направлении ведутся.
Пожалуйте смотреть: Буровой комплекс для обеспечения круглогодичного режима ведения буровых работ на глубоководном шельфе арктических морей России
Подводный буровой комплекс предназначен для обеспечения круглогодичного режима ведения буровых работ при освоении месторождений нефти и газа на глубоководном шельфе арктических морей России независимо от климатических условий и ледовой обстановки.
Подводные технологии предусматривают использование подводных буровых комплексов в составе подводного бурового судна (ПБС) и донной опорной плиты (ДОП) на глубинах моря от 60 до 400 метров. Освоение месторождений предусматривается осуществлять путем бурения и строительства как одиночных скважин, так и куста, состоящего из 4:8 скважин с подводным заканчиванием.
На ПБС размещена буровая установка "сухого" типа и расчетный запас расходных материалов на сооружение одной вертикальной скважины глубиной 3500 метров. Расходные материалы для бурения других скважин пополняются за счет функционирования подводной транспортно-грузовой системы контейнерных перевозок. Комплекс судового и устьевого противовыбросового оборудования обеспечивает ведение буровых работ при одноатмосферных условиях в отсеках ПБС. Технологические операции за бортом выполняются подводными роботами, а пассажирские перевозки и аварийно-спасательные операции - транспортно-спасательными подводными аппаратами системы внешней поддержки.
ДОП представляет собой законченный технологический модуль, служащий опорой для подводного бурового судна, и темплетом, на котором размещено традиционное эксплуатационное оборудование скважин с подводным заканчиванием.
Электроснабжение и связь ПБС с береговыми центрами управления осуществляются по подводному кабелю. Бортовые аккумуляторные батареи обеспечивают самостоятельный переход ПБС в подводном положении с одной ДОП на другую и служат резервным источником электропитания.
Для создания пилотного опытно-промышленного подводного бурового комплекса потребуется 5-7 лет после начала технического проекта, а промышленного комплекса - 2-3 года после испытаний пилотного (итого: десять лет с начала финансирования. прим - моё).
Имеется возможности экстренного самостоятельного всплытия ПБС с проламыванием льда толщиной до 3-х метров без повреждения корпуса.
Зарубежных аналогов нет, приоритет России.
Так, рабочий модуль мы получили, дальше что? Имхо, надо отрезать пуповину энергоснабжения. Сделать модуль истинно независимым. Что на этот счет имеется? Вариантов два: подводный и надводный. И оба варианта прорабатываются у нас.
Про надводные атомные станции расписывать не имеет смысла, и так все на слуху.
ПЭБ "Академик Ломоносов" оснащена двумя реакторными установками КЛТ-40С, которые способны вырабатывать до 70 МВт электроэнергии и 50 Гкал/ч тепловой энергии в номинальном рабочем режиме.
А вот на подводных стоит остановится подробнее.
Подготовлен проект создания подводного энергокомплекса Российской Федерации с ядерным реактором
http://zonatex.ru/blog/aqua/3418.html .
Проект подводного энергетического комплекса с ядерным реактором, который может быть использован и в оборонной сфере, готов к реализации.
Главный конструктор ЦКБ МТ «Рубин» Евгений Торопов о ходе и предварительных результатах 2-го этапа реализации проекта «Айсберг»: «Для подводного энергетического комплекса мы можем создать объект с использованием реактора, отвечающего требованием МАГАТЭ. На сегодняшний день технических и научных проблем для создания такого комплекса нет».
Проект ФПИ «Айсберг» реализуется с января 2015 года при головной роли АО «ЦКБ МТ „Рубин“. Проект предусматривает создание технологий и технических средств, обеспечивающих полностью автономное подводное (подледное) освоение месторождений углеводородов в арктических морях с тяжелыми ледовыми условиями. В частности, ведется разработка подводного автономного бурового комплекса, подводного автономного энергетического комплекса, подводного судна сейсморазведки, подводного транспортно-монтажного и сервисного комплекса. (собственно решается полностью комплекс задач, которые я рассматриваю. но информации я по другим веткам проекта пока не нашел. прим - мое).
В соответствии с задачами проекта, охрану подводных комплексов по добыче углеводородов и инфраструктуры месторождений планируется силами Военно-морского флота (привет с учений в Арктике. прим - мое) с использованием автономных средств самообороны (привет от создателей подводных дронов. Прим - мое).
Торопов рассказал, что по проекту энергетического комплекса завершены необходимые проработки, выполнено 3-D моделирование. Он отметил, что при одобрении правительством РФ и получения заявок от заинтересованных компаний воплощение проекта энергетического комплекса в жизнь может быть начато „в самое ближайшее время“.
Согласно макету энергетического комплекса, ресурс установки — 200 тыс. часов, срок службы — 30 лет, мощность — 24 МВт, период непрерывной работы без присутствия человека и технического обслуживания — 8 000 часов.
Поддержку в дальнейшей реализации проекта оказывают Минобороны России, госкорпорация «Росатом», ПАО «Газпром», АО «ОСК», которые уже сегодня учитывают в своих инновационных и долгосрочных планах реализацию создаваемых в рамках проекта «Айсберг» перспективных автономных комплексов" — заявил руководитель проектной группы ФПИ Виктор Литвиненко.
Утащено здесь
https://aftershock.news/?q=node/463388#new