. В. Павличенко О критериях образования цены на предметы из нефрита
Не существует никаких объективных критериев образования цены на нефрит (как, впрочем, и на чай). На антикварном рынке Гуанчжоу, который состоит из нескольких улиц, на которых лоток за лотком, магазин за магазином, люди торгуют разными изделиями, существует определённый уровень цены. Но как только ты выходишь за пределы бросового, рыночного уровня, критерии цены сразу исчезают. Почему? С одной стороны, потому что очень редки коллекционеры.
Вот каталог изделий из древнего нефрита. Фигурка собачки династии Мин стоит 18 000 юаней. Собачка побольше -30 000 юаней. Другие-около 2000,4000 долларов. А вот дракон, который не слишком отличается от тех собачек, но цена его почему-то определена как 400 000 юаней. Рядом стоит слон из белого нефрита XVIII века, величиной в 4.1 сантиметра. Он стоит 40 000 юаней, то есть, 5 000 долларов.
Другой дракон - 500 000 юаней. Вот вазочка размерами 24.6 сантиметра, стоит 1200 000 юаней, окаю 150 000 долларов. А вот мальчик из совсем белого нефрита стоит почему-то 900 долларов.
Если спросить любого китайца с Люлюйчан (антикварный рынок в Пекине), он ответит, что там нет настоящих вещей. То же самое ответят, когда ты спросишь о Панпзяюань, другом пекинском рынке старых вещей; «Там всё поддельное». При этом, где оно, настоящее - неизвестно. Это Китай. И это касается всего.
Однажды мы с моим главным партнёром по чаю Ли Чуаньчэном пришли на Люлюйчан и увидели там предметы, подобные которым только что видели в каких-то других местах стоимостью по пять юаней в навал. Здесь же они продавались в солидном магазине, с биркой, чтобы можно было вывезти, с печатями, подтверждающими, что это антикварные вещи цинского времени, и стоили 1200, 2 000, 3 000 юаней. Вероятно, что человек, который это продавал, действительно думал, что это так. И бизнес там процветает.
Но постепенно ты начинаешь видеть, начинаешь понимать, что если сердце стукнуло, лучше бери сразу. Потому что если ты сейчас не возьмёшь этот предмет, ты больше никогда не найдёшь подобного. Они не повторяются. Если это только не пять юаней, не подделка, цена которой - один доллар. Но даже самые дешевые вещи в основном не штампуются, а делаются вручную.
Подавляющее большинство нефритовых изделий, конечно же, является настоящими произведениями искусства. Но 99.9% этих предметов не являются авторскими. Конечно, они все сделаны вручную, но преимущественно анонимно.
Считается, что южная школа резьбы гораздо лучше, чем северная. Но кто там режет? Известен только Цзы Ган (эпоха Мин), который подписывал свои работы. Подавляющее большинство предметов анонимно. Вот, например ваза со львами из жадеита, поздняя династия Пин, 2 500 000 юаней, 26 сантиметров. А где имя мастера? Где этот чудесный человек? Нет. Встречается иногда резьба невероятной тонкости. Никогда в жизни никому не придет в голову, что это КТО-ТО сделал.
Я могу сказать, что у меня десяток-полтора предметов, которые не имеют аналогов в Музее Востока или в Эрмитаже. У нас в стране нет ни одного эксперта по нефриту, я думаю, и в Китае тоже. Я показывал свои предметы разного рода специалистам, во логики в их рассуждениях я не увидел ни разу. Несомненно, существуют какие-то критерии оценки, но они не обязательно известны людям, которые торгуют нефритом, или даже тем. кто режет по нефриту. В конечном счёте, нужно понять, что критерии оценки формируются покупателями. Предметы можно продать и купить за столько, за сколько их можно продать и купить.
Несомненно, при этом существуют подделки, например, штампованные предметы из нефритовой крошки. Делают это невероятно похоже на резьбу, более того, и материал настоящий, и «резьба» тонкая, и стекло царапают Поэтому даже если ты ещё ничего не понимаешь, хотя бы постарайся рассмотреть нефрит как можно внимательней.
В Китае торговлей нефритом занимается также некая среда дилеров, которая является продолжением сообщества
цзянху, околоблатной, сложной системы.
Китай очень противоречив. С одной стороны, все там уверены, что всё под контролем у государства, с другой, существуют подобные сообщества, которые относятся во этому по-иному.
Где-то во Внутренней Монголии в антикварных магазинах давно продавались нефритовые предметы, которые современные археолога датируют
культурой Ляичжу, продавались за сотню-две юаней. С другой стороны, существует Китайская Академия Наук, существуют археологи. Европейский образец организации науки победил в устройстве структуры знаний в Китае совсем недавно. До этого в течение нескольких тысяч лет господствовал совершенно иной тип осмысления мира. Были люди, которые собирали такие предметы, были коллекционеры, были книги. Самый древний из дошедших до нас текстов по нефриту относится к 1092 году. Это каталог по собиранию нефрита, предназначенный для коллекционера. Что у нас в это время происходило, мало понятно, но уж каталог по собиранию сибирской яшмы в XI веке трудно себе представить. (Хотя я в данном случае ни в коей мере не пытаюсь сказать, насколько китайцы более продвинуты, чем наши. Как раз у меня другая точка зрения по этому поводу).