Думаю, дело не в цене, кроме того нет идеально хорошего и идеально плохого. Про янтарь и копал вот чего нарыл:
"Смолы — копал и янтарь, будучи бесцветны в натуральном виде, при приготовлении лаков подвергаются нагреванию при высоких температурах, темнеют и могут быть использованы только в темных красках. Белила и светлые краски при смешении с лаками из янтаря и копала резко изменяют оттенок."
http://www.bibliotekar.ru/slovarZhivopis/57.htmИ, с одной стороны художник мог, действительно, пользоваться тем, что доступнее и под рукою, а с другой - использовать материалы в соответствии со своими требованиями и понятиями. Тем более, что православная иконопись весьма консервативна и строго регламентирована:
"ОСОБАЯ ТЕХНОЛОГИЧНОСТЬ НАПИСАНИЯ ИКОНЫ. Если попытаться тезисно описать технологию выполнения иконописного образа, то будет это выглядеть следующим образом:
* готовится щит из досок липы восьмилетней выдержки со специальным ковчегом и дубовыми шпонками с тыльной стороны;
* лицевая сторона доски проклеивается жидким натуральным клеем 3 раза и наклеивается на густой натуральный клей паволока (это специальная ткань) двумя слоями;
* делается жидкая побелка с мелом и клеем, а затем 3 раза наносится на доску. Подсыпается в побелку мел до состояния сгущенного молока и добавляется льняное масло с последующим нанесением получившегося левкасного грунта на доску от 9 до 30 слоев с помощью кисти и шпателя;
* доска шлифуется и полируется до состояния слоновой кости;
* на доску переносится и графится рисунок;
* наносится сусальное золото на чесночный сок, полимент или марданный лак;
* на гранитной плите стираются натуральные красочные пигменты с яичной эмульсией и тончайшими лессировочными слоями наносятся на поверхность, один на другой, чередуя теплые и холодные;
* в начале делается подмалевок, затем роскрышь, далее опись и разделка складок. В несколько » 14 приемов пишутся лики. Выполняются притинки и приплески;
* икона подписывается (обязательно), т.е. именуется;
* происходит обработка тыльной части основы, а затем икона покрывается финишными слоями олифы или копалового лака и доводится до полного высыхания;
* на завершающей стадии икона принимается церковью, совершая священником чин освящения иконы;
Резюмируя вышесказанное и сравнивая подобную технологию с живописной, мы видим, что икона пишется особой техникой плавей, на досках и только натуральными материалами, что дает возможность иконописному образу сохраняться в веках. Время иконе дает даже большую привлекательность и особый колорит."
http://www.art-sobor.ru/archives/1762