Как-то не заладилось у меня этой осенью с путешествиями. Холодно, сыро. Разве что в сентябре побывал в Завалье. Поехали как раз во время дождей. Вымокли. Спали, сушились и грелись в машине. После этого больше месяца ехать никуда не хотелось. Были планы поездить по Донецкой области, Приазовью. Но им так и не суждено было осуществиться. Помог счастливый случай. Познакомился с Евгением (ЕС) из Севастополя. И как только появились несколько свободных дней решили поездить по местным достопримечательностям.
День первый. Выехал из Одессы в субботу, 25-го октября в четыре утра. Долго мучил друзей вопросами о выборе дороги, и видимо, труды не прошли даром. В районе девяти утра въехал в Крым. Бросилась в глаза природа. Необычные растения, деревья. Многие еще зеленые. Трассу Красноперекопск - Симферополь как раз в этот день продолжали ремонтировать, но ехать было удобно. Самое интересное началось в Симферополе. Дорогу, которая ведет к севастопольскому шоссе, перекрыли, по случаю проведения какой-то ярмарки. Множество работников ГАИ на дорогах, недовольные водители... Местные подсказали как можно объехать, и сразу поехал дальше. В какой-то момент понял что заблудился. Выручили сотрудники ГАИ, остановившие машину с необычными в это время года для Крыма номерами. Они и рассказали куда нужно ехать. Дальше шло без проблем. Не обошлось без экстрима. Перед Севастополем на заправке машина отказалась заводиться. Пришлось вытолкать от колонки на стоянку и думать что делать дальше. Все указывало на внезапно умерший аккумулятор. К счастью для меня, (как выяснилось позже) купить его было невозможно. Посидел подумал, и запустил кривым стартером.
В Севастополе специально искал место для остановки рядом с автомагазином. Но на этом все и закончилось. Больше проблем не было. Около пяти, позвонил Евгений. Договорились о месте встречи. Нужно было успеть на выставку, которая как раз проходила в эти дни. Там встретился с Антоном. Долго проговорили, обменялись новостями, планами. А Евгений пошел общаться с крымскими любителями камня. Чуть позже подошел и я. Познакомились. Посмотрел представленные местные минералы и окаменелости. На предложение поехать с нами, все ответили отказом. Желание было. Не было главного - возможности. Решили не сдаваться и ехать самостоятельно. Планы были серьезные - в день предстояло осматривать по два карьера. Особенно интересен был последний день. Очень хотели найти белые агаты Карадага и кристаллы целестина на ржавой скале. После этого поехали спать.
День второй. С утра попили кофе и поехали. Надо было забрать Дмитрия (Дмитрий Н), который решил поехать с нами. Встретились и поехали на Трудолюбовский карьер. Добрались часам к десяти. Карьер готовили к взрывным работам. Бурильщики делали шурфы для взрывотехников. Уже в конце месяца должны были взрывать скалу.
На фотографии хорошо видно буровую установку. Бурильщики оказались людьми любознательными. Спрашивали о минералах которые есть в этом карьере. Рассказывали о гранатах Петровских карьеров, где они тоже выполняли взрывные работы. Ну а мы осматривали карьер. Дмитрий сразу ушел вниз. Как оказалось, это решение было верным. На верхних двух ярусах мы так ничего не нашли. Были мраморизованные обломки кораллового рифа. Но ничего целого и достойного внимания не нашли. Внизу было гораздо интереснее. Евгений нашел корку малахита с борнитом-ковеллином. Фотография уже была в крымской теме. Но выложу ее и здесь.
Другая интересная находка, принадлежит Дмитрию - анальцим,гмеленит,кальцит,кварц.
Больше карьер нас радовать не стал. Находили небольшие полости но выбить их не было возможности - порода была трещинноватая и рассыпалась в руках. Поехали дальше на Петропавловский карьер.
Там нас ждал сюрприз - скалу недавно взорвали. И теперь, можно было искать кальциты в виде жил и щеток. Дмитрий сразу полез на скалу и набил там неплохого кальцита. Евгений пошел другим путем - набрал приличных щеток в самом нижу у экскаватора. Были и кальцитовые жилы с кристаллами ломонтита. Вполне могут быть там и щетки кварца. Но для этого надо достать кислоты. Пока, к сожалению, руки не доходят... Были довольно приличные образцы, но в целом, ничего выдающегося. Вечером заехали к Дмитрию в гости, показал свою коллекцию и мастерскую. Получил в подарок крымские минералы, и на этом попрощались. В четыре утра нам предстояло ехать в Керчь.
День третий. Встали в половине четвертого. После непродолжительного чаепития выехали. В этот день нам предстояло посетить старый гипсовый карьер в Пташкино, и карьер в Челядиново, известный своим анапаитом. Дорогу прошли легко. Привлекли внимание вороны странным образом скопившиеся на дороге. Когда подъехали - причина стала очевидной. Там лежал небольшой заяц задавленный кем-то незадолго до нас. Проехали, но потом стало интересно. Да и зайчатины жаренной на костре, хотелось попробовать. Вернулись. Но оказалось, нам уже ничего не светило, вороны свое дело знают...
Поехали дальше. Часам к десяти приехали к интересующей нас стене. После осенних дождей глины довольно сильно осыпались. Впрочем, это было даже лучше. Копать было легко. Евгений нашел пару интересных сростков кристаллов для музея. Остальные отдал мне. В общей сложности, покопались там часа два. Свой ящик с гипсом пока так и не разобрал. Фотографии будут позже. Загрузившись гипсом, поехали в Челядиново. По пути заехали в магазин за продуктами, и спустились в карьер. После непродолжительного обеда, достали инструмент и начали охоту за анапаитом. На этот раз, анапаита набрали немного. Место на котором работали прошлый раз, оказалось пустым. Перешли на другое, неподалеку. Евгений нашел очень интересный образец - вивианит с баритом. Мне попался довольно крупный камень, в котором и оказалась основная часть добытого анапаита. А остальное - мелочевка. К сожалению, в этот день охота за камнем целиком захватила меня. Как приезжали, сразу брался за работу. О фотоаппарате вспомнил только под вечер. Но времени уже не было. Нужно было упаковать найденные камни, и готовиться к ночевке. Под вечер стало очень холодно. Спрятались в машину, поужинали и легли спать. Самое сложное в это время года, как оказалось, продолжительная ночь. И поскольку мы не кошки, спали до рассвета.
День четвертый. Утром развели костер, заварили кофе и устроили себе завтрак. И выехали в Приозерное. К счастью, дорога не заняла много времени. И мы в карьере!
Сначала, попробовали место со следами работы. Но ракушек там было мало, еще меньше вивианита. Решили прогуляться в поисках счастья. Решение было верным, появились первые интересные находки. Впрочем, счастье было недолгим. Кусок скалы оказался небольшим. За пару часов мы превратили его в груду мусора.
По плану, оставалось еще пара часов. Вернулись на место с которого начинали, и поработали там. Дальше хотели набрать мшашковых кальцитов в Аршинцево. Там нас ждал первый сюрприз - возле въезда в карьер стояла железная будка. Там же был охранник с собаками. После непродолжительного разговора, мы все же попали в яму на дне карьера и набрали интересующих нас камней. Увидев крутой спуск, машиной ехать сразу расхотелось. И это решение было верным. Спуск настолько крутой, что выезжать оттуда может разве что гусеничная техника. Как говорят местные, на этом месте собираются строить крупнейший Европе цементный завод. А котлован делают для огромного, стопятидесятиметрового крана. Больше оставаться там смысла не было. Впереди Планерское. На трассе заправились, заехали в магазин, и поехали дальше. Поскольку темнеет рано, решили остановиться на ночь, выбрав первое удобное место. И оно нашлось! Немного спустившись с горы, обнаружили небольшую равнину со следами пребывания туристов. Здесь и остановились на ночь. Погода порадовала - было туманно но очень тепло. Поужинав как следует, легли спать.
День пятый. Самая интересная часть нашей программы. О белых агатах, которые есть рядом с Карадагом, но не в заповеднике, слышал давно. Но ничего конкретного о них никто не говорил. По обрывочным данным, предположил что находятся они на горе Хатар-харбурга. Детали рассказал Александр, телефон которого дала Ирина. Теперь можно было ехать. Сохранились указатели на страусиную ферму, которая была здесь достаточно давно. А теперь, к счастью для нас больше не существует. Попасть в бывший карьер стало гораздо проще. Дорогу нашли быстро. А вот и жилы с агатами.
Впрочем, чтобы достать их из скалы, надо хорошо поработать. Да и следы атмосферного воздействия дают о себе знать. Много трещин. Там же есть жильный кальцит, мраморный оникс. Евгений добыл приличный кусок агата. У меня есть довольно большой кусок агатовой жилы, кристаллы аметиста, и кусок опала. В последнем, впрочем, пока до конца не уверен. Надо проверять.
Как и ожидалось, агатов не так много. Мы собрали все что было на момент нашего присутствия. И поскольку делать было нечего, решили ехать дальше. Евгений пересел за руль, и поехали к Ржавой скале, искать целестин в кристаллах. Дорога заняла около двух часов. Подъехали прямо к пляжу. Охранников в будках уже не было. Так что для нашей работы самое лучшее время. Разве что были рыбаки и отдельные отдыхающие. Берег довольно опасный. Порода неплотная, глинистая. Местами нависают огромные массы, которые грозятся упасть и засыпать неосторожного путешественника. Были и следы недавних обвалов. Впечатлило огромное количество септарий. Здесь они двух цветов - красного и серого.