В тексте куча ошибок, ошибочек и неточностей.
Например, деньги. Древнеримская денежная система менялась все время и пережила как минимум две революции. К описываемым событиям произошла реформа Августа и главной монетой стала ауреус — золотая монета равная 25 серебрянным денариям (16 ассов после реформы и 10 ассов до). А сестерций стал не серебрянным (каковым он был до реформы), а латунным (аурихалковым) и стоил 4 асса (до реформы — 2,5 асса). Сестерций никогда не был базовой монетой (сначала базовой был медный асс, потом серебрянный денарий = 10 ассам). Денарий весил 4 с половиной грамма, а сикль — это вообще-то общесемитская мера веса, в разных местах и в разной время равная от 9 до 17 граммов. Считается, что в описываемое время Иерусалимский шекель весил около 11 граммов, так что никак не был равен 20 денариям. Не знаю, как во времена Христа, а во время Иудейской войны были храмовые монетки в 1/8 сикля (бронзовые), так что размен сикля на меньшие части сложности, скорее всего, не представлял.
Курс золота к серебру в Риме был переменным, и восток не был единственным источником золота: Цезарь вывез из Галлии столько золота, что курс его к серебру упал в несколько раз. Вообще хронисты редко сообщали такие сведения, разве чисто по случаю (как с обвалом курса от добычи Цезаря), так что совершенно непонятно из каких Биржевых Ведомостей автор взял курсы на 7 ниссана 33 года по РХ в Риме и Иерусалиме. В Риме не было валютной монополии, монету чеканили многие города, не только Иерусалимский храм.
Финансовой аристократией Иудеи были не фарисеи, а саддукеи, так что менялами скорее были они, а не фарисеи. И в конце концов, это философо-религиозные течения в иудаизме, в известном смысле партии, и принадлежность менял (всех!) к той или иной вовсе неизвестна. Так что это денежные мешки саддукеи могли бы поддержать финансово фарисеев, если бы захотели, что вряд ли. Опять же, непонятно, почему автор называет саддукеев патриотами: они охотно сотрудничали с римской властью, богатые люди склонны дружить с любой властью. Именно саддукеи, как правило, имели большинство в Синедрионе, и, как правило, были первосвященниками (Анна и Каиафа были саддукеями). Саддукеи потеряли пост первосвященника только в канун Иудейской войны.
Древние евреи, как ни странно это звучит сегодня, вообще были домоседами и редко занимались международной торговлей, в те времена этим больше грешили финикийцы и греки (евреи вообще морского дела толком не знали). Морское путешествие было опасным мероприятием, и валютные спекуляции с перевозом крупных сумм были бы чрезвычайно рискованным делом, если бы имели место (опять же, древние авторы таких не упоминают), тонули корабли часто, и пиратство, хоть и сильно ослабло после карательной экспедиции Помпея, все-таки было распространенным явлением. Перевозили все-таки не деньги, а товары: гонять корабль порожняком было глупо, он шел с товаром в обе стороны.
Пилат, при всей значимости этого образа в мировой культуре, был относительно небольшим провинциальным чиновником, и подчинялся не императору, а сирийскому наместнику. Вот у наместника действительно были легионы (обычно 3-4), направленные не столько против управляемого населения, сколько против Парфии. А в распоряжении Пилата могло быть несколько когорт, так что двигать на помощь Сеяну ему было нечего (а было бы что, то не успел бы: поход в Рим занимал долгие месяцы). И вообще нет свидетельств не то что о дружбе, даже о знакомстве этих двух людей, один из которых был некоторое время вторым, а фактически при удалении Тиберия от дел даже первым человеком в Риме, а другой — префектом Иудеи. Нет никаких сведений, что аристократия поддерживала Сеяна против Тиберия, скорее вся история Сеяна — коварная манипуляция Тиберия, который убирал ненужных ему людей руками Сеяна, сам оставаясь в стороне, а когда тот сделал свое черное дело — легко уничтожил его, ненавидимого всеми (Светоний). Впрочем, есть и другие версии, но и они не свидетельствуют о широком движении в поддержку Сеяна.
Аристократы Рима жили нередко в долг. Правда основной причиной долгов была политическая активность: на нее нужны были деньги, должностные лица в Риме исполняли обязанности за свой счет и тратили свои деньги на государственные нужды. Но поправляли свои дела, получая в управление провинции. Цезарь после претуры не мог уехать в Испанию пропретором: кредиторы не отпускали, только поручительство Красса помогло ему, а вернулся богатым человеком. что не помешало ему потратить богатство на политическую борьбу, но в Галлии он снова разбогател. Насколько — трудно сказать, но его легат Тит Лабиен мог позволить себе отстроить родной город за собственные средства. Ростовщиками в Риме были, как правило, всадники — второе по рангу сословие в Риме после сенаторов, а не пришлые инородцы.
Ну и по мелочи: что такое смирна — известно, Иосиф Флавий написал "Иудейскую войну" не на арамейском, а на греческом, в греческом тексте "Иудейской войны" действительно нет упоминаний Христа, но древнеславянский текст существует, и в нем Христос упоминается. Более того, Флавий сам упоминает, что первоначальная редакция "Иудейской войны" была на арамейском. Арамейский текст не сохранился, до нас дошел только греческий. Славянский перевод датируется предположительно 12-м веком, отличия от канонического греческого текста, в том числе упоминающие Христа, считаются или вольностью древнерусского переводчика или наличием недошедшего до нас греческого варианта, хотя почти никто не считает их автором Иосифа. Ирод Антиппа умер в ссылке (по другим источникам убит) в Галлии, неизвестно когда, неизвестно от чего умер (если не был убит), а от кожной (возможно!) болезни умер Ирод Великий в 4-м году до РХ.
ИМХО, для начала достаточно.
И, конечно, не хватает ссылок на источники: откуда автор взял ту или иную информацию. Лично я считаю, что выдумал. ИМХО, не очень удачно.
Евгений Лурье. Латвия