В последнее время появилось много разных телемагазинов.
Не прошло нововведение и мимо ювелирных украшений. Целый канал, и не один по телевизору идет. И беспрерывно рекламируют, продают ювелирные украшения. Дешевые, очень дешевые. И все со стеклами, но называют стекла красивыми околонаучными названиями.
Искусство продажи товара не имеет ничего общего с искусством изготовления ювелирных изделий.
Законы продажи просты и понятны – как можно более дешевый товар продать как можно дороже. Для этого надо назвать товар красивым привлекательным названием.
К сожалению, это бросает тень на изготовителя – ювелира, который абсолютно тут не причем. И дискредитирует правильные названия камней, фактически сами натуральные минералы, в глазах потребителя – покупателя.
Это не правильно. С этим нужно бороться по мере возможности.
И так, о названиях. НАЗВАНИЯХ КАМНЕЙ.
Названия можно разделить на три почти независимые группы:
1. Минералогические. – Научно верные.
2. Производственные. – Употребляются внутри мастерских = Сленг.
3. Торговые. Они же потребительские. – Общеизвестные, к сожалению.
Один и тот же камень, может в разных группах называться по-разному.
И под одним названием, в разных группах могут называться разные камни.
Недавно, в магазине вижу кольцо с полной, плотнейшей обсыпкой черными камнями. Меня закрепка заинтересовала. Я раньше, очень много камней закреплял подобным образом, только бриллиантов. Присмотревшись к кольцу в магазине, я понял, что это фианиты. От того какие камни, очень сильно способы закрепки зависят. У продавщицы для полной уверенности спрашиваю – Это черные фианиты ? (Чуть не сказал финики, это сленговое название, употреблялось внутри нашей мастерской). Продавщица восторженно и торжественно меня поправляет – Это черный цирконий! … – Нет слов.
Ф изический
И нститут
А кадемии
Н аук
ИТ окончание ИТ характерно для многих названий натуральных минералов.
Но тем не менее, ФИАНИТ – это не минерал. Это техноген, Человек его синтезировал.
Минерал – природное химическое соединение кристаллического строения.
Впервые, Фианит синтезирован в 1972 году, в Московском физическом институте, от аббревиатуры которого и получил название. Химический состав – оксид Циркония, с оксидами Гафния и др. Оптические свойства близки к брильянту. Только оптические, физические – твердость, на много ниже брильянта. Из за этого, значительно ухудшается оптический эффект ограненного фианита в изделии. Цвет может быть как прозрачным, так и черным, и любых других цветов и оттенков, в зависимости от примесей.
За пределами Союза название Фианит было не принято. Там позже был синтезирован такой же камень, такой же по хим. составу – оксид циркония, с примесями. Назвали его КУБИЧЕСКИЙ ЦИРКОН (Хотя по сути, это фианит). «Кубический циркон» – это торговое название. И оно не имеет ничего общего с минералогическим.
Есть такой природный минерал ЦИРКОН. Это силикат циркония, в отличие от Фианита – оксида циркония.
Торговое название одного камня, составлено из двух слов, одно из которых – настоящее название существующего минерала, причем с другим химическим составом. Такой прием используется в торговле довольно часто. Со временем, слово «кубический» употреблять перестали, слишком длинное название, неудобно, долго говорить. И Цирконом начали называть искусственно синтезированный камень. Название из торговли перешло в производство и вообще, стало общеупотребимым. По сути, цирконом стали называть фианит.
Циркон – природный минерал, в ювелирные украшения не ставится никогда. В этом нет смысла, разве что, для редких коллекционеров – любителей экзотики на заказ. Природный минерал циркон желтоватого, или коричневого оттенка чаще всего, редко прозрачный. Вряд ли в огранке он будет привлекательнее стекла. Зато точно – дороже. Природный минерал Циркон просто нет смысла запускать в массовое производство. Нет ни финансового смысла, ни эстетического.
Однако всеобщее заблуждение достигло таких масштабов, что некоторые минералоги начали считать, что в ювелирных магазинах продаётся прозрачная разновидность природного циркона.
С юридической точки зрения это недопустимо, и в последнее время название изменили. Добавили окончание ИЙ. Вышел – ЦИРКОНИЙ. Только «цирконий» – это не минерал, и даже не камень, это ХИМИЧЕСКИЙ ЭЛЕМЕНТ. Уже существующим, названием химического элемента, новое химическое соединение называть нельзя. Вернее – научно не верно. Но продавцов это не волнует. Потому что так лучше идет продажа.
Я не однократно встречался с ситуацией, когда продавец не знает, что он продает. Продавец владеет ложной информацией. Так он убедительнее будет вешать лапшу на уши покупателю. В этом заинтересованы владельцы магазинов.
Для удобства понимания, между мастерами. В пределах мастерской, где я работал, было принято называть фианитами камни советского производства – с кривой огранкой. А цирконами фианиты швейцарского производства – они одинаковы, и с максимально качественной огранкой. Черные фианиты – финиками. С популярностью (искусственной) черных брильянтов, стали популярны и черные фианиты.
Если клиент спрашивал – «А вы мне ставите натуральные Цирконы?»
То я, рассказывал клиенту всю эту историю описанную выше.
Но интересующихся клиентов крайне мало.
Афера с цирконом самая успешная, и самая масштабная.
Фирма sвар0вски еще более нахальна. Рекламное название : «кристаллы sвар0вски » – мне режет слух.
Мне в ремонт иногда пытались сдать изделия этой фирмы. И я внимательно рассмотрел их камни. Это даже не фианиты, просто стекла, с зеркальной амальгамой с обратной стороны. По сути это бижутерия. Стекло – аморфное вещество, в стекле нет кристаллической решетки. Называть стекло кристаллом, по меньшей мере, безграмотно.
Зато цена этих изделий дороже, нежели бы они были сделаны из золота с брильянтами. Серьезно. Один раз мы специально подсчитали, узнав, за сколько клиент купил сережки, подсчитали, во сколько они обошлись клиенту, если б он их заказал у нас в мастерской. С реальными ценами за работу, 750 золото и брильянты идентичных размеров, вышло у нас дешевле. А клиент дороже купил в магазине такую же по виду, только бижутерию.
Ювелирный телемагазин дает возможность изучать современные торговые названия. Это достаточно интересно. Торговые названия камней почти все двойные, состоят из двух слов. Второе слово, как правило, уже существующее название дорогого минерала. К нему приставляют первое слово – географическое название местности. К примеру – «Лондонский», «Африканский»…
Или другое, не понятное мне слово – «линде», или «голконда» - что это значит? Что означает слово «Мистический» я разобрался. Это значит, что стекло покрыто металлом при помощи напыления.
Или название цвета, которого у этого минерала в природе нет.
Или совмещают два названия несовместимых природных минералов.
Если торговое название однословное, то за основу берется известное название минерала, и в нем меняется одна буква, или вырезается одна буква.
От сюда становится понятно происхождение названия «раух топаз», «мармарожский бриллиант». – Это природные минералы, с минералогической, научной точки зрения это Кварц. Просто особый цвет или форма, дали возможность приобрести этим камням торговые названия, где вторым словом эксплуатируется название более дорогого минерала. Для большего привлечения внимания покупателя.
____________________________
Это слова диктора – милой, весело щебечущей девушки, очень красивой и жизнерадостной блондинки. В низу экрана титры, что дает мне возможность переписывать побуквенно придуманные, торговые названия камней.
Повторяю. Это не минералогические названия. Торговые. К настоящим минералам такие названия не могут иметь никакого отношения
С минералогической точки зрения это всё, скорее всего, крашеные стекла. Даже если где-то природный минерал, то ценность его сильно превышена.
К примеру – Диопсид, вполне симпатичный и доступный природный минерал. Но он никакого отношения не имеет с другим редчайшим дорогим минералом – Изумрудом.
(Любителям минералогии, и борцам за чистоту научных названий читать все сразу противопоказано
Итак…
Кольцо с ...
… Лондонским голубым топазом…
… Красным гранато – (последняя буква О!)
… Российским диопсидом, его еще называют Сибирский изумруд…
… Мистическим топазом…
- Легко шагать в унисон с модой…
… розовым аметистом…
… Мистическим Нептун - топазом…
… Боливийским аметистом…
… с белым водяным жемчугом…
… Африканским рубином…
… БриЛЛианит – сверкает даже лучше чем бриллиант, не специалист, без спецоборудования не в состоянии отличить брилЛианит от бриллианта…
… Линде Цейлон Сапфир…
… с циркони м …(последняя буква И, потом после пробела М – Зачем?)
… кристальным топазом …
… с голубым сапфиром …
… с голконда алмазным топазом …
…с алмазным топазом …
Кольцо с цирконии м 0.88 карат линде розовым сапфиром 9.03 карат.
… С голоконда алмазным топазом …
… Российским диопсидом …
………………………………….