Обещанное продолжение:
Итак, существовало две технологии переработки крицы на сталь - кузнечная сварка с насыщением углеродом (многостадийная цементация)
и переплавка в тигле. Причем, большинство исследователей склоняются к тому, что тигельная технология древнее.
Суть тигельной технологии в том, что шихта переплавлялась на угле с хорошим поддувом. Качество стали во многом определялось временем плавки. Чем дольше варился металл - тем больше примесей отшлаковывалось.
Эту технологию в точности воспроизвел великий русский металлург П.Аносов.
Время варки булата по Аносову, составляло 5-6 часов. Дольше не выдерживали шамотные тигли.
Быстрое охлаждение такого расплава приводило к образованию гомогенной стали. Длительное охлаждение - к ликвации, и, в конечном итоге, получению булата.
Анализ образцов Amberа привел меня к заключению - что в процессе плавки произошло разрушение тигля - поэтому примеси не успели отшлаковаться, углерод почти весь выгорел.
Масса метала разделилась на несколько частей (всего было найдено пять) и пролилась на под, под слой угля, в зону поступления кислорода воздуха.
Толстые стенки печи удерживали тепло еще очень долгое время - что позволило вырасти дендритам феррита (не карбида!).
После остывания печи, она была разобрана - части неудавшейся плавки были подвергнуты пробной ковке.
Что и привело к разрушению слитков. Впрочем, их могло разорвать внутренним напряжением и без внешней деформации.
Получив брак, древний мастер не остановился на этом. Слитки были подвергнуты длительному отжигу, очевидно, чтобы растворить дендриты, и использовать металл хотя бы на гвозди. Возможно, бракованные слитки отжигались вместе с удачными - для экономии топлива.
Но и после отжига, качество металла не удовлетворило древнего металлурга.
Осмелюсь предположить, что плавку проводил ученик. Все его манипуляции ни к чему хорошему не привели.
Когда мастер увидел, что получилось - он надрал ученику уши
и выкинул, в сердцах, брак в некую расщелину, или яму, которая была, в последствии, перекрыта мореной.
З.Ы. Это только гипотеза! С удовольствием приму любую критику.