Мастер-класс огранки, фантазии и находчивости от Марко Вонтолини.В наше время огранщик-профессионал не имеет особых проблем с выбором дизайна для своих работ. Большие проблемы связаны с выбором качественного материала. Для огранщиков-любителей, не обладающих в большинстве своем самым современным оборудованием и финансовыми ресурсами для приобретения высококачественного ограночного материала, такая проблема становится наиболее важной и сложной.
В этом коротком "уроке" хотелось бы показать, что фантазия и находчивость при минимальном техническом оснащении может позволить любителю огранки как процесса получить замечательный результат, работая с сырьем даже очень невысокого класса.
Для примера возьмем
кристал аквамарина. Недостатками его являются
поверхностные трещины и значительные по размерам
включения в виде газовых пузырей.
При традиционной огранке из такого сырья получить качественный, чистый, с хорошей игрой цвета камень практически невозможно.. Но!! А что, если применить сочетание техник огранки и карвинга (резьбы по камню)?
И так - начнем. У нас в наличии плоский, с недостаточной для традиционной огранки глубиной кристалл, "подпорченный" поверхностными трещинами и внутренними газовыми пузырями. Если мы принимаем решение использовать технику резьбы по камню, то именно благодаря этой технике у нас появляется возможность обработать зоны с трещинами, а зоны с газовыми пузырями идалить вообще. Резьба по камню не подразумевает обязательного требования скрытых калет и симметрии, то есть мы вольны в своей фантазии по выбору формы будущего ограненного камня.
Первым шагов процесса становится "преформирование" камня. Несколькими крупными гранями мы придаем камню основу его будущей формы.
Практически любая форма с крупными гранями даст в дальнейшем отличный результат. Мы выбрали форму кушиона с крупными гранями. Для гарантированного внутреннего отражения света грани павильона должны исполняться с превышением критического угла. Поскольку мы работаем сейчас с аквамарином, угол для граней павильона выбран в 42 градуса. Калету оставляем открытой - нет необходимости на этом этапе тратить время на точную доводку павильона и калеты, так как после резьбы все равно потребуется доогранка. Для этого этапа использовался круг с зернистостью 600 грит (для калеты - 260 грит).
Пора переходить к стадии резьбы по камню. В данном конкретном случае использовался самый простой и дешевый бытовой инструмент для резьбы по дереву и алмазные буры с зернистотью 600 или 1200 грит.
Для нашего аквамарина нам понадобились алмазные буры в форме шара, конуса и цилиндра. Необходимо также предусмотреть инструмент для полирования внутренних повехностей - цилиндрических прорезей, шаровых и конусных углублений. Для этой цели отлично подходят бамбуковые "шампуры" - главное - не забыть предусмотреть способ крепления их в вашей дрели и заранее подготовить рабочие диаметры по диаметрам буров. Для полировки изнутри применимы алмазные пасты 600.1200 и 3000 грит, и поскольку мы имеем дело с бериллом - оксид церия. Для охлаждения при полировке алмазной пастой можно порекомнедовать оливковое масло, а для оксида церия - воду.
Итак - сверлим и полируем... Высверливаем зоны с пузырями, в зависимости от глубины расположения пузырей сверловка может быть сквозная, а может быть приповерхностная.
При сверловке необходима особая осторожность. Нельзя буру позволить сместиться из зоны сверловки, изменить ось сверловки. Передвижения бура должны быть очень аккуратными - глубокие трещины и крупные заусенцы в дальнейшем ни удалить, ни заполировать без потери материала невозможно. надо также постараться избежать сколов, особенно на отверстиях, перекрывающих друг друга. Для удаления газовых пузырей используем шаровой бур, для "прочистки" каналов - цилиндр.
Вот та выглядит павильон нашего камня после карвинга. Хорошо заметны сколы в тех местах, где газовые пузыри были близко к поверхности павильона. Но это не беда, сколы будут удалены при дальнейшей доогранке павильона.
Далее нам необходима грубая обработка высверленных отверстий, для чего мы используем алмазную пасту 600 грит и охлаждение оливковым маслом. Если после такой обработки остались заметные сколы, можно использовать вторым этапом пасту 1200 грит.
Преполировку мы проводим тонкой пастой 3000 грит. Для полировки внутренних поверхностей отверстий, как уже упоминалось, нижен оксид церия и вода для охлаждения.
Перед тонкой полировкой внутренних поверхностей получаем вот это:
Для тонкой полировки также хорошо использовать в качестве инструмента бамбуковую палочку. В худшем случае бамбук начнет подгорать раньше, чем перегреется камень. Если все же камень частично нагрелся, ни в коем случае нельзя его мочить, надо ждать остывания. Очень важно не допускать у такого камня перегрева, так как из-за отверстий возникли новые существенные внутренние напряжения, и расколоться при перегреве такому камня несложно.
После окончания полирования отверстий мы перекрепляем камень и доограниваем павильон на кругу 600 грит, удаляя при этом все приповерхностные сколы. После доогранки павильона следует предварительная полировка его граней.
Далее следует доогранка рундиста, тонкая полировка граней. Рундист и калету в этот раз мы оставили неполированными.
После этого следующий этап - огранка короны. Здесь у нас всегда больщой выбор вариантов, но сложное не всегда означает лучшее. Мы выбрали вариант простой плоской площадки и граней короны под углом 45 градусов. С учетом отверстий, формы рундиста и калеты такой вариант дает дополнительное ощущение глубины камня и так называемый эффект "стоп-кадра", замершего движения.
Далее осталось только снять и почистить готовый камнеь! И насладиться результатом своей работы!
Как Вам сочетание техники резьбы по камню и огранки? А каково использовать бамбук для полировки? Конечно, описанный процесс потребовал немалой работы, но процесс этот кажется сложным лишь поначалу, при отсуствии необходимых навыков.. По получении этих навыков, по мере опыта степень кажущейся сложности будет снижаться, а результат всегда покажется оправдывающим затраты труда и времени!