Обширный материал о синтетике, который будет называться "Раз пошла такaя пьянка - пьем синтетику до дна", полностью выложу отдельно. Но раз уж об опалах пошел разговор, то вот - короткая цитата из этого материала, подготовленного на основе материала неизвестного пока мне автора (сейчас пытаюсь его разыскать) с добавленными мной иллюстрациями, взятыми на официальном сайте компании лаборатории Жильсона.:
В 1964 году появились в продаже так называемые "камни Слокума", созданные Джоном Слокумом из Мичигана (США) и представляющие собой великолепные стеклянные имитации опала. Безводное силикатное стекло, изготовленное Дж. Слокумом в результате длительных экспериментов, построено из очень тонких параллельных слоев одинаковой толщины, сложенных аморфным стеклом. Такая "конструкция" стекла обусловливает дифракцию и разложение света, т.е. иризацию, внешне очень похожую на опалесценцию; однако под микроскопом хорошо видно, что цветные иризирующие пятна в "камнях Слокума" носят совершенно иной характер, чем в природных опалах. Плотность стекла Слокума несколько выше, чем у натурального опала (2,4—2,5 против максимум 2,2), показатель преломления — тоже (1,49—1,52 против 1,44—1,46); зато твердость — такая же (6+0,5). Материал легко режется и хорошо принимает полировку, но для него характерна высокая поркстость и большая хрупкость.
Успешное решение проблемы синтеза благородных опалов было найдено в начале 70-х годов и реализовано в коммерческих масштабах фирмой Пьера Жильсона (Па-де-Кале, Франция), специализирующейся на производстве керамических материалов. В 1972 году П.Жильсоном были изготовлены первые искусственные опалы на кремнеземной связке, как белые, так и черные, по своим оптическим свойствам очень близкие природным; в 1974 году они появились на рынке. Отличить опалы Жильсона от природных по внешнему виду, особенно в кабошонах, вставленных в ювелирные изделия, практически невозможно; правда, многие из них слегка пористы и потому часто липнут к языку, чего с натуральными опалами не случается. Плотность (2,03— 2,05) и показатель преломления (1,44) у них почти такие же, как у природных опалов.
Главное отличие этих синтетических опалов от природных состоит, как и в случае с "камнями Слокума", в ином строении цветных пятен. У природных опалов они совершенно плоские с шелковистым блеском, и в них обычно видны параллельные полосы, тогда как у опалов Жильсона иризирующие пятна окружены либо морщинистым швом (похожим на зарубцевавшийся шрам), либо участками, поверхность которых напоминает шкурку ящерицы. Эти характерные черты строения поверхности опалов Жильсона можно различить уже под лупой, а тем более — под микроскопом. В поперечном разрезе они имеют, в отличие от природных опалов, столбчатое, волокнистое строение. Кроме того, твердость этих опалов — всего 4,5, т.е. заметно ниже, чем природных (5,5—6,5). Под электронным микроскопом видно, что упаковка сферических телец кремнезема в синтетических опалах — иная, чем в природных.
Опалы Жильсона в сырье и изображение типичной синтетической "змеиной кожи" под 10-кратным увеличением.
Опалы Жильсона, готовая продукция.
В России также синтезируют великолепные искусственные благородные опалы, по свидетельству экспертов ИГС - трудно отличимые, особенно в обработанном виде и в ювелирных изделиях, от лучших сортов натуральных австралийских камней (метод их получения разработан в Новосибирске).