Автор Тема: Система классификации цвета GIA для цветных драгоценных камней.  (Прочитано 4673 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн GSKАвтор темы

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2606
  • Карма: +0/-0
  • Деньги временны - красота вечна!
    • Просмотр профиля
    • Gems4u
Шкала Цвета GIA для Цветных Драгоценных камней

GIA предлагает описывать цвет цветных драгоценных камней как описание трех его характеристик: оттенок, тон и насыщенность

Оттенок/Hue
Оттенок описывается как цвет, состоящий из 1 или 2 оттенков, основного и дополнительного. В системе GIA принят 31 оттенок, и они составляют 324 типовых цвета, стандартизированных в GIA GemSet. Кроме того, для Вашего удобства в таблице размещены цветовые коды RGB и HEX



Тон / Tone
Тон - характеристика, которая описывает, насколько  оттенок является «светлым» или «темным».
Шкала Тона GIA разделена на 11 типов, от 0 до 10.  
Тип 0 является бесцветным, тип 10 является черным.


Полная шкала тона


Насыщенность / Saturation

Насыщенность цвета  описывает как силу и чистоту Оттенка.

Масштаб насыщенности GIA представлен шкалой от 1 до 6. При насыщенности, выраженной низкими числами по шкале (1, 2 или 3), камни с теплыми цветами - красным, оранжевым или желтым - имеют тенденцию выглядеть коричневатыми. Камни с прохладными цветами – голубым и зеленым - имеют тенденцию выглядеть сероватыми.
Камни с насыщенностью 4 уровня и выше уже не проявляют ни сероватость, ни коричневатость, вне зависимости от оттенка и тона.. Уровень 5 соответствует сильной насыщенности, а уровень 6 - очень сильной, экстремальной насыщенности.


Масштаб насыщенности (средний темный камень)


__________________________________________________________________________________

Для правильного понимания подхода GIA к описанию цвета нужно помнить: цвет каждого камня в целом имеет природное происхождение и не зависит от воли человека. это касается и облагороженных камней, даже если в процессе облагораживания цвет кардинально изменился. Ведь в результате вмешательства человека изменения произошли по тому пути, который был "предначертан" природой.

Но если описывать характеристики цвета, разложив их на 3 составляющие, то вышесказанное (природная обусловленность) однозначно относится лишь к оттенку. Вне зависимости от размера камня, формы и качества его огранки оттенок всегда будет неизменным и не может трактоваться как-либо иначе. С восприятием тона и насыщенности все несколько сложнее.

Если из одного моноцветного кристалла огранить 2 камешка, один маленький и один большой, то при одинаковых цвете и насыщенности большой камень всегда выдет выглядеть темнее, чем маленький. То есть визуальное восприятие тона зависит от размера камня, в первую очередь - от глубины..

А вот на насыщенность влияет качество огранки. Если сказать точнее - качество полировки. При всех прочих равных условиях различие в полировке между средней по качеству и отличной для светлых тонов дает разницу в 1 ступень, а для темных в 1-2 ступени по шкале насыщенности.

Вывод же таков: описание цвета каждого конкретного камня есть результат индивидуального восприятия геммолога. Конечно, благодаря наличию пластиковой таблички GIA GemSet с образцами каждого из 324 типовых цветов, геммологи, как правило, одинаково идентифицируют оттенки. Идентификация тона и насыщенности в значительно большей степени зависит от опыта. Постоянно практикующий в течение нескольких лет геммолог учится не просто определять тон, но и в некоторой степени соотносить видимый им тон с размерами камня.

Насыщенность же геммологи стараются описывать "как есть". Если "слабо насыщенный" камень будет переполирован, то может измениться и описание его насыщенности до "средне насыщенный" при неизменности оттенка и тона.

В качестве примера, как выглядят 2 камня с одинаковыми цветом и тоном при разной глубине камней и разной насыщенности, привожу 2 фотографии:

1. ZSA273aa сапфир vB 5/3 - насыщенность слабая, тон средний, глубина 5,4мм
2. ZSA297aa сапфир vB 5/5 - насыщенность сильная, тон средний, глубина 8,4мм

Теперь коротко о том, как читать код и его расшифровку.. Разберем это тоже на конкретном примере.

3. YRU141aa рубин slpR 5/6 - очень сильно насыщенный средне слабо пурпурновато красный.

В приведенной записи кода и расшифровки зеленым цветом обозначена запись насыщенности, красным цветом записан тон, синим цветом записаны оттенки, основной и дополнительный.

Различить, какой из оттенков основной, а какой дополнительный тоже очень просто:

slpR - слабо пурпурновато красный

Красным цветом описан основной оттенок, а пурпурным цветом - дополнительный. В кодировке дополнительный оттенок всегда указывается строчными буквами, а основной оттенок - заглавными. Сначака в записи всегда идет дополнительный оттенок, а после него - основной.

Если у конкретного камня оба оттенка были бы одинаково сильными, и геммолог не мог бы выделить, какой из них основной, а какой - дополнительный, то он описал бы оба оттенка как основные, и запись выглядела бы таким образом: PR/RP 5/6 - очень сильно насыщенный средне пурпурно красный или красно пурпурный.

Для выделения дополнительного оттенка в описании применяется уменьшительная форма (greenish, bluish, purplish - зеленоВАТО, синеВАТО, пурпурноВАТО), а основной оттенок, даже если их 2, всегда описывается полной формой (green, blue, purple - зеленО, синЕ,пурпурнО).

Если камень имеет тон "0" или "10" (бесцветный/белый или черный), оттенок не описывается. В случае "бесцветного" - в виду отсутствия оттенка, в случае "черного" - в виду его визуальной неопределимости. Следует отметить, что камни с тоном "9" (экстремально темный) всегда имеют визуально определимый оттенок. И хотя чаще всего они выглядят черными, они таковыми не являются. Такие "черные" камни на самом деле - оранжевые, красные, синие или зеленые.



« Последнее редактирование: 29 Августа 2010, 15:59:43 от GSK »