Шкала Цвета GIA для Цветных Драгоценных камнейGIA предлагает описывать цвет цветных драгоценных камней как описание трех его характеристик:
оттенок,
тон и
насыщенность Оттенок/HueОттенок описывается как цвет, состоящий из
1 или
2 оттенков,
основного и дополнительного. В системе GIA принят 31 оттенок, и они составляют 324 типовых цвета, стандартизированных в GIA GemSet. Кроме того, для Вашего удобства в таблице размещены цветовые коды RGB и HEX
Тон / ToneТон - характеристика, которая описывает, насколько
оттенок является «
светлым» или «
темным».
Шкала Тона GIA разделена на 11 типов, от 0 до 10.
Тип 0 является бесцветным, тип 10 является черным.
Полная шкала тонаНасыщенность / SaturationНасыщенность цвета описывает как силу и чистоту
Оттенка.
Масштаб
насыщенности GIA представлен шкалой от 1 до 6. При насыщенности, выраженной низкими числами по шкале (1, 2 или 3), камни с теплыми цветами - красным, оранжевым или желтым - имеют тенденцию выглядеть коричневатыми. Камни с прохладными цветами – голубым и зеленым - имеют тенденцию выглядеть сероватыми.
Камни с насыщенностью 4 уровня и выше уже не проявляют ни сероватость, ни коричневатость, вне зависимости от оттенка и тона.. Уровень 5 соответствует сильной насыщенности, а уровень 6 - очень сильной, экстремальной насыщенности.
Масштаб насыщенности (средний темный камень)
__________________________________________________________________________________
Для правильного понимания подхода GIA к описанию цвета нужно помнить: цвет каждого камня в целом имеет природное происхождение и не зависит от воли человека. это касается и облагороженных камней, даже если в процессе облагораживания цвет кардинально изменился. Ведь в результате вмешательства человека изменения произошли по тому пути, который был "предначертан" природой.
Но если описывать характеристики цвета, разложив их на 3 составляющие, то вышесказанное (природная обусловленность) однозначно относится лишь к оттенку. Вне зависимости от размера камня, формы и качества его огранки оттенок всегда будет неизменным и не может трактоваться как-либо иначе. С восприятием тона и насыщенности все несколько сложнее.
Если из одного моноцветного кристалла огранить 2 камешка, один маленький и один большой, то при одинаковых цвете и насыщенности большой камень всегда выдет выглядеть темнее, чем маленький. То есть визуальное восприятие тона зависит от размера камня, в первую очередь - от глубины..
А вот на насыщенность влияет качество огранки. Если сказать точнее - качество полировки. При всех прочих равных условиях различие в полировке между средней по качеству и отличной для светлых тонов дает разницу в 1 ступень, а для темных в 1-2 ступени по шкале насыщенности.
Вывод же таков: описание цвета каждого конкретного камня есть результат индивидуального восприятия геммолога. Конечно, благодаря наличию пластиковой таблички GIA GemSet с образцами каждого из 324 типовых цветов, геммологи, как правило, одинаково идентифицируют оттенки. Идентификация тона и насыщенности в значительно большей степени зависит от опыта. Постоянно практикующий в течение нескольких лет геммолог учится не просто определять тон, но и в некоторой степени соотносить видимый им тон с размерами камня.
Насыщенность же геммологи стараются описывать "как есть". Если "слабо насыщенный" камень будет переполирован, то может измениться и описание его насыщенности до "средне насыщенный" при неизменности оттенка и тона.
В качестве примера, как выглядят 2 камня с одинаковыми цветом и тоном при разной глубине камней и разной насыщенности, привожу 2 фотографии:
1. ZSA273aa сапфир vB 5/3 - насыщенность слабая, тон средний, глубина 5,4мм
2. ZSA297aa сапфир vB 5/5 - насыщенность сильная, тон средний, глубина 8,4мм
Теперь коротко о том, как читать код и его расшифровку.. Разберем это тоже на конкретном примере.
3. YRU141aa рубин
slpR 5/6 -
очень сильно насыщенный средне слабо пурпурновато красный.
В приведенной записи кода и расшифровки зеленым цветом обозначена запись насыщенности, красным цветом записан тон, синим цветом записаны оттенки, основной и дополнительный.
Различить, какой из оттенков основной, а какой дополнительный тоже очень просто:
slpR -
слабо пурпурновато красныйКрасным цветом описан основной оттенок, а пурпурным цветом - дополнительный. В кодировке дополнительный оттенок всегда указывается строчными буквами, а основной оттенок - заглавными. Сначака в записи всегда идет дополнительный оттенок, а после него - основной.
Если у конкретного камня оба оттенка были бы одинаково сильными, и геммолог не мог бы выделить, какой из них основной, а какой - дополнительный, то он описал бы оба оттенка как основные, и запись выглядела бы таким образом:
PR/RP 5/6 - очень сильно насыщенный средне пурпурно красный или красно пурпурный.
Для выделения дополнительного оттенка в описании применяется уменьшительная форма (greenish, bluish, purplish - зеленоВАТО, синеВАТО, пурпурноВАТО), а основной оттенок, даже если их 2, всегда описывается полной формой (green, blue, purple - зеленО, синЕ,пурпурнО).
Если камень имеет тон "
0" или "
10" (бесцветный/белый или черный), оттенок не описывается. В случае "бесцветного" - в виду отсутствия оттенка, в случае "черного" - в виду его визуальной неопределимости. Следует отметить, что камни с тоном "
9" (экстремально темный) всегда имеют визуально определимый оттенок. И хотя чаще всего они выглядят черными, они таковыми не являются. Такие "черные" камни на самом деле - оранжевые, красные, синие или зеленые.