Ролик о "падении нравов" конечно наверное актуален, однако к теме не имеет ни малейшего отношения.
Благодаря сыну-наследнику князя Кочубея, который все-таки продал коллекцию отца целиком в Россию, все желающие могут посмотреть на совершенно удивительного качества бериллы и топазы Мурзинки, турмалины Шайтанки, изумруды, фенакиты, александриты Изумрудных копей, перовскиты Ахматовской копи.. Именно благодаря скупщику камней Кочубею и наследнику-"спекулянту", удалось сохранить уникальные камни.
А где камни, собранные "для себя" хитниками? Где камни, описанные Ферсманом как материал, который старый старатель не продавал ни за какие деньги? Пущены в бижутерию в тяжелые времена? Пропиты потомками? Закопаны в огороде? Или где?
Если бы наследник не продал коллекцию, она сейчас украшала бы лучшие музеи Европы или вообще была бы растащена или разгромлена во время войны.
Так к чему я? К тому, что сохранить коллекцию зачастую тяжелее, чем собрать. Это работа по силам только музею.
Мне очень хочется верить, что коллекция Мизантропа все-таки попадет когда-нибудь в музей, а не будет пылится забытая на чердаке или в гараже, откуда она при очередном ремонте не будет отправлена на помойку.
Да, в музеях сейчас нет денег даже на собственные экспедиции, не говоря уже о покупке дорогих образцов. Но если цель сохранить коллекцию, ее надо подарить в музей.