Фотографии постараюсь выложить завтра, сегодня уже не успею.
Вишерские края 2009
Позади остались сто километров дороги от родного поселка Калья до моста через реку Улс. Шестьдесят шестой горноспасательный газончик, выгрузив нас на берегу, с ревом пополз в сторону перевала из Европы в Азию в обратном направ-лении. В этом году нас уже не двое, как в 2008-м, а пятеро. На земле груда – вещей и четыре резиновых лодки. Еще бы, впереди десять дней сплава. Но сплава не обычного, а геолого-краеведческого. Сплав наш начинается на реке Улс, после чего мы планируем спуститься по Вишере до поселка Вая, где нас будет ждать УАЗ для заброски в верховья Вишеры. А с верховьев – обратный водный путь до Ваи и далее до города Красновишерска. Планам нашим суждено было сбыться лишь отчасти... Но об этом потом.
Первую десятку километров проходим без затруднений. Впрочем, и впечат-лений особых нет; река узка, мелка и малоинтересна. Но вот впереди обозначился завал, о котором мы были наслышаны, но верили в его существование неохотно. Что ж, причаливаем. На бревнах завала там и сям, как куры на насесте, сидят наши североуральские рыбачки, есть среди них и знакомые лица. Количество пойманных хариусов значительно меньше количества рыбаков. Посему дядьки сидят хмурые, неразговорчивые. Мы быстро обносим лодки, завал задерживает нас не более получаса. Но стоило только стать на воду, как налетает черная туча и начинает увлажнять нас вместе со всей нашей амуницией. На этот случай мы заранее запаслись огромной полиэтиленовой пленкой, которая здесь и пригоди-лась в первый раз. Однако же, не в последний. Дождь затягивается и мы засыпа-ем, лежа в своих лодках, вытащенных на галечную косу.
Фактическая скорость передвижения оказывается гораздо ниже запланиро-ванной, потому приходится нажимать на весла до двенадцати ночи. Плыть ночью холодно и темно, туман обволакивает нас пронзительной сыростью, но опазды-вать нельзя.
На следующий день к обеду достигли устья Кутима. Каждые три-пять кило-метров встречаем обитаемые туристами поляны. Ничего себе, дикий край! Такой плотности населения мы не ждали. Изредка встречаются группы по 20-30 человек на катамаранах.
От устья Кутима до заимки и развалин завода не более трех-четырех кило-метров. Нельзя упустить возможность лишний раз заглянуть на Кутим. Несмотря на цейтнот, решаем налегке совершить марш-бросок. Посещение Кутима в этом году отличается от прошлогоднего прекрасной погодой. Пейзажи предстают в более жизнерадостном свете. Однако, новые обитатели кутимской заимки – молодая семейная пара – нам рады не очень. Геннадий – наш прошлогодний знакомый, покинул таежные края и подался в свой родной поселок. Новые хозяева наливают нам холодного квасу, расспрашивают. Появляется теща хозяина лесного дома. Знакомимся и с удивлением узнаем, что пожилая (за 70 лет) женщина пришла сюда пешком от Покровской дороги (около 35 км):
- А прошлый год дык с ребятишками шли. Глядь, а за поворотом мишка сто-ит, глядит на нас! А дети-то вперед бегут. Уж я их и так и сяк, и уговорами и разговорами, но в сторону отвела. Обошли медведя стороной, они и не поняли.
Посмеялись, вспомнив, как в прошлом году медведь катал по ночам бочки возле дома.
- А на карьер-то вы не ходите! Тут лицензия нужна. Ничего нельзя трогать без лицензии. А то тюрьма.
Мы киваем головами в знак согласия, прощаемся и идем на карьер. Значит, есть у местных обитателей интерес в старом карьере. Какой? Скорее всего, кристаллы горного хрусталя, изредка достигающие здесь очень серьезных разме-ров.
Время пребывания нашего на Кутиме не превысило трех часов. Нет смысла описывать здесь историю, минералогию и геологию месторождения. Кому интересно, прочтет отчет по нашему прошлогоднему путешествию.
Вторую часть дня посвящаем сплаву. Улс становится полноводнее, в среднем течении появляются высокие скалистые берега, серьезные перекаты с нагромож-дением «чемоданов». На одном из таких перекатов встречаем первый рыбацкий мотор: до Золотанки осталось 16 км. К деревне подходим глубокой ночью, пытаемся причалить, и делаем это зря. С ближайшего луга в ответ на наши голоса слышны пьяные окрики и ружейная пальба. Плывем к дальнему берегу и встаем на ночлег. Золотанка «гудит», молодняк пьет на противоположном берегу, куражится, кто-то лезет в ледяную воду, пытается насветить на нас. Пьяные окрики, причем чаще женские, призывают на тот берег. Чтож, извечная проблема умирающих деревень – отсутствие дееспособных особей мужского полу. Вспом-нился сплав по Сосьве в 2006 году, когда две поселенки с Денежкино, принесшие нам молока и хлеба «от хозяина», точнее, от его жены, в качестве благодарности потянули нас на сеновал. Мы предложили заменить сеновал стаканом чистого спирта, на что они с нескрываемой радостью и некоторым недоумением согласи-лись. Долго не могли понять, почему нельзя совместить спирт с сеновалом. Потом еще в течение получаса слышались их прощальные крики с мольбами «забрать их из этой дыры».
На всякий случай готовим топор и ножи. Однако ночь пролетает быстро, к утру гульба стихает. После завтрака, отдав пацанам указание готовиться к отплы-тию, плыву налегке в Золотанку. Поселение ничем не отличается от десятков тысяч подобных деревень по нашей стране. Серость, убогость быта, никакого благоустройства. Лесовозы, трелевочники… Пьянство… Может где-то Россия и возрождается, посмотреть бы где…
К обеду достигаем устья Улса, где на живописном склоне красавицы Вишеры некогда располагалось село Усть-Улс. От него до поселка Кутим в царские времена была проложена конно-железная дорога длиной 35 верст. И жили люди в тайге, и все было выгодно и прибыльно, и дороги строились и месторождения разрабатавыли у черта на куличках, и театр на Кутиме был, и певичка из Австрии пела.
Не задерживаясь, подхваченные сильными водами Вишеры, уходим в прото-ку, оставляя позади острова и стоящие на том берегу пьяные «Хаммеры» и «Крузеры», рассматривающие нас в оптические прицелы своих винторезов. Никогда не направляю оружие на людей, тем более, ненавижу «смотреть в стволы» с другой стороны.
Вот и Вая – поселок рыбаков и лесозаготовителей. Наверное, излишне гово-рить, что в каждом из здешних поселочков раньше стояли зоны. Еще раз упомяну, что в здешних краях отбывал свое наказание и известный писатель Варлам Шаламов. Если кому-либо интересна эта тема, то можно без труда отыскать серию рассказов о его пребывании в Вишерском отделении СЛОНа. Но не будем отвлекаться от нашей сюжетной линии.
УАЗ-буханка, прыгая с ухаба на ухаб, перескакивая с бревна на бревно, страшно медленно приближает нас к верховьям Вишеры и границе Вишерского заповедника. Но вот мы уже и на берегу. Урочище 71-й квартал – крайняя север-ная точка нашего путешествия. И здесь пьяные рожи на джипах…
Не вдаваясь в полемику с пьяной компанией, скидываем вещи в лодки и как можно быстрее отчаливаем. Самое интересное впереди, немного ниже по тече-нию. Вот и острова Железорудные. Стоп. Здесь нам предстоит провести ближай-шие дни в поисках старинных месторождений и сбору образцов на них. Как назло, хорошее место для стоянки занято. Но, разглядев незлобные лица отды-хающих, причаливаем к их поляне.
Знакомимся. Наши соседи из Березников, один из них главный инженер ру-доуправления, другой – бывший. Свои люди… Общий язык найдем.
Вот тут-то и поджидал нас главный неприятный сюрприз. Большая часть ви-ны, конечно, на мне. Это я не проконтролировал сборы на Золотанке, не распре-делил вещи по лодкам, доверив все пацанам. Пропали: одна из двух палаток, топор, мои кроссовки, пакет с овощами. От это да-а! Благо огромная полиэтиле-новая пленка лежит на берегу. Что ж, я-то знаю выход из положения – застенник. На просьбу пацанов поставить его, отвечаю категорическим отказом. Лучший способ научиться – сделать его самим. Объяснив все хитрости строительства, ставлю палатку и преспокойно ложусь спать. С утра с удовлетворением вижу мирно сопящие в застеннике рожи. Тепло, сухо и не душно. Рядом лежит пода-ренный соседями острющий топор. Спасибо, мужики!
Пойманные вчера хариусы до сих пор откликаются сытостью в наших живо-тах. Слегка позавтракав, собираю команду для восхождения на Чувальский камень и поиска одноименных месторождений железной руды. Согласны идти лишь Алексей и Кирилл. Быстро находим «французкую тропу», некогда бывшую дорогой, по которой концессионеры вывозили железную руду к пристани на берег Вишеры, сплавляя оттуда до Велсовского завода. Тропа эта в неплохом состоянии, идется по ней легко, хотя и в гору. На краю тропы валяется какой-то старый механизм, напоминающий редуктор. Далее выходим на поляну, где в сталинские времена располагались лагерные бараки поселения «Нижний Чувал». Что это за странный гул? Вертолет? И вдруг на поляну, как черт из табакерки, выскакивает квадроцикл с двумя седоками. Ребята из пермского клуба внедорож-ников поднимаются прямо на Чувальский хребет. Экстремалы… Пешком нам это удается гораздо быстрее. Вот мы уже и на продуваемом всеми ветрами Чувале, на высоте 912м. Внизу лентой извивается голубая вода Вишеры, теряясь где-то в пологих отрогах на юге. На севере же ее воды стережет зубастая стена горы Курыксар. Стараемся на западе найти родной Денежкин Камень, кажущийся из этих далей небольшой возвышенностью в колышущемся летнем мареве. Стран-ное чувство овладевает человеком, стоящим на пике горной вершины. Забывают-ся все тяготы пути, лесной жизни, отходят куда-то все боли и болячки. Появляет-ся ощущение безграничной свободы, чувство полета и сопричастности к чему-то огромному, даже космическому. Душа наша сбрасывает с себя шелуху накопив-шейся повседневности, раздражения, злобы… Что это? Самовнушение? Возвра-щение к истокам? Нам, в общем-то, это безразлично. Несмотря на пронизываю-щий и сшибающий с ног ветер, мы добрых два часа торчим на 912-ой отметке. Кругом нас раскинулись чернично-голубичные поля. Внизу в этом году ягод нет вообще, а здесь мы полакомились на славу. Спускаемся напрямую к тропе и избе на верхней площадке.
На Нижнем Чувале, оставив пацанов на поляне, я углубляюсь в лес в поисках разработок железной руды. Увиденное впечатляет: кто бывал в районе самоцвет-ной деревни Южаково, поймет, о чем идет речь. Такое впечатление, что здесь происходили масштабные военные действия с применением мощной артиллерии. На сотни метров в радиусе все изрыто. Причем ямины достигают глубины в несколько метров. По описанию, здесь заложено несколько довольно глубоких шахтных стволов. Прокопано множество разведочных канав, приповерхностных разведочных выработок, в одну из которых я чуть было не провалился, когда неожиданно под ногами крепление ее лопнуло и часть земной поверхности оказалась обрушенной. От греха подалее быстро покидаю это гиблое место и выхожу на поляну.
Чувальское месторождение, как Нижнее, так и Верхнее, находящееся в не-скольких километрах севернее, представляют собой месторождения магнетита в кварцитах, напоминающие месторождения Кривого Рога. Здесь также обнаруже-ны и руды марганца. Но сколь-нибудь эффектных коллекционных образцов найти здесь не удалось. Были отобраны лишь магнетитовые и лимонитовые окисленные руды для нашего музея.
На следующий день планируем поиск другой точки – месторождения рудно-го золота «Чувальская жила», ставшего, в общем-то, главной целью нашего путешествия. Почему? Прочтите его описание и Вы ответите на этот вопрос.
Проявление Чувальская жила локализовано в западном крыле ме-гантиклинория среди глинисто-карбонатных сланцев силура [2]. Низкая сте-пень метаморфизма и отсутствие ореола измененных пород свидетельствуют о значительном удалении оруденения от его источника. Западное падение кварцевой жилы (рис.1) отражает ее формирование на фоне надвиговых с востока движений. Для нее характерен относительно простой состав первич-ных минералов (кварц, кальцит, блеклая руда, клейофан, галенит, пирит, зо-лото), которые образуют неправильные выделения мелкого размера. При бо-лее поздних тектонических (левосдвиговых) подвижках ранние минералы ка-таклазируются, и возникает новый парагенезис золота. Его состав смещается в высокопробную область (рис.2), а размер достигает 2 мм. Золото часто представлено кристаллами и нередко образует срастания с сульфидами (рис. 3) в гнездах горного хрусталя. Изредка отмечаются проволочные выделения серебра.
Но вот уже обследован весь противоположный берег на протяжении двух ки-лометров, а результат нулевой. Сложность рельефа, сильная задернованность, трудная проходимость, наличие множества кварц-кальцитовых блоков в русле реки и мелких жил такого состава сделали эту задачу невыполнимой для нас в короткий промежуток времени. Найденные разведочные выработки, фундамент строения говорят о том, что мы находимся в нужном районе. Предпринимаем еще одну безуспешную попытку. После длительного совещания, расстроенные и хмурые, отчаливаем от «французкой пристани», древние бревна которой до сей поры торчат в берегу и в воде.
Дальнейший наш сплав до поселка Велс ничем примечательным не отличал-ся, разве что, красотой береговых скал и речных островов.
А вот на описании велсовских красот остановимся подробнее. Поселок Велс расположен на пологом левом берегу Вишеры при ее слиянии с рекой Велс. Трудно найти по всему нашему маршруту более живописное место. Известковые скалы-останцы на левом берегу, сразу за которыми раскинулся живописный поселок, междуречье Вишеры и Велса с лугами и полями, темная тайга по конту-ру этих полей. Вся эта красотища соседствует все с той же беспросветной таеж-ной жизнью местного населения, серостью деревянных домов, нищетой и пьянст-вом. Местная молодежь, да и старики пьют прямо на берегу напротив автостоян-ки для приезжих. Тут и там слышны предложения о продаже хариуса по 250 рубликов за килограмм или по 50 за штучку. Здесь мы и знакомимся с известным охотником Кодоловым, колоритным бородатым мужиком. Он знает всю тайгу в округе, знает множество наших североуральских охотников, выстроил за свою жизнь множество таежных изб. Сейчас уже поостыл, стал староват. Не стал я отказываться от налитой кружки водки…
Непонятно откуда к нам прибился пацаненок лет семи, знающий окрест все и вся. Получив в подарок шоколадку, он повел нас по местным достопримечатель-ностям, главной из которых, является Велсовская или, да Вы уже и сами угадали ее второе название – «французская» пещера.
Но по дороге к пещере мы обследуем еще несколько интересных мест. Пер-вое – это место, где ранее находился Велсовский завод, принадлежавший тому же обществу, что и Кутимский. На пристани и заводском пустыре можно обнару-жить красивый металлургический шлак различных цветов, древесный уголь и множество железных блях и «самородков». Иногда удается увидеть агрегаты шлака, угля и железа, сплавленные в единые куски. Выглядят интересно. Поодаль разбросаны остатки гематитовой руды, такой же как на Кутиме, куски кварца и даже мелкие кристаллики горного хрусталя. Видимо, в этих краях находится месторождение, подобное Кутимскому. Руду сюда сплавляли с Юбрышки, Верхнего и Нижнего Чувала. Наверное, доставлялись руды и с Шудьи. На Юб-рышке, по словам местных жителей, в камне вырублены тысячи ступеней на тропе, ведущей в гору.
Вторая достопримечательность – развалины зоновских бараков. Зона не была старой постройки, но в начале 90-х ее развалили. До сей поры сохранилось здание изолятора с опрокидными нарами. Мы поспешили дальше.
Неподалеку от берега выкопана печь для отжига извести.
Между берегом и развалинами зоны и располагается знаменитая пещера. Во времена компании к ней была подведена конная железная дорога, в пещере хранили провиант для рудников и завода. В передней части пещеры мы обнару-жили довольно просторный грот с множеством тупиковых ответвлений. Лишь вправо (вверх по течению Вишеры) протянулся довольно длинный ход. Рискнув пройти по этому ходу метров 70-80 со слабым светом единственного нашего фонаря, я оказался в той части пещеры, где расположен нетающий ледник. Местные рассказывали, что, если пройти еще, то пещера закончится узким лазом, выходящим прямо на реку прямо из середки скалы. Некоторые удальцы, по их словам, даже вываливались из этого лаза прямо в реку.
В пещере мы делаем для себя небольшое геологическое открытие: стенки кое-где покрыты натеками, образующими ониксы. Отобрав несколько образцов, найдя монету в 2 копейки 1959 года, вылезаем из пещерной стужи под палящие солнечные лучи.
С Велса мы отзвонились своим родным, сообщив, что все у нас хорошо.
На следующий день мы во второй раз, но уже с другой стороны достигли Усть-Улса. Обследовали место поселения, но интересных предметов быта найти не удалось. Отыскали лишь железнодорожный костыль, подкову и гвоздь.
До Золотанки, где на глухом берегу гнили наши вещи, отсюда было не более 10 километров. Однако, все участники похода уже устали и желающих совершить вылазку не нашлось. Решили по приезду домой купить новую палатку вскладчи-ну.
Сплыли до Ваи. Здесь на берегу лежит брошенный паром. Сейчас построены новые мосты возле Ваи и Золотанки. По ним Вишерский лес утекает в направле-нии Соликамска, не принося местным жителям практически ничего, кроме скудной получки и изгаженного леса.
По берегам стоят группы туристов в таком количестве, что и причалить не-где. Кругом бани, сложенные из каменных окатышей. Их принимают, поливая водой нагретые валуны и сидя под полиэтиленовой пленкой.
На следующий день ветер развернулся и начал гнать лодки в обратную сто-рону. Прошли не более 20 километров. Принимаем решение закончить сплав и выйти на дорогу в месте ее максимального сближения с рекой. До Красновишер-ска нам не доплыть и за неделю.
Пакуем вещи, моемся с мылом и располагаемся на ночлег. Стали палаткой прямо на дорожке, ведущей к реке. Но, как обычно, сработал закон подлости. Благо навалили перед палаткой все свои шмотки. Не спалось, было тесно и тревожно. Решил выставлять дозорного и менять каждый час, чтоб не уснул. Глубокой ночью на нашу дорожку залетела семерка с выключенными фарами и пьяными рыбаками. Спасло нас то, что перед палаткой горел костер, лежали бревна и рюкзаки.
Через час остановили УАЗ с Вишерскими егерями, которые великодушно подвезли нас до Красновишерска за 1 тыс рублей по пути. Такой езды вовек не забыть: УАЗ по страшной разбитой дороге летел так, будто это прекрасное шоссе. По утреннему Красновишерску мы пролетели со скоростью легкомоторного самолета, потому ничего рассмотреть и не успели.
Далее мы очень быстро договорились с водителем Газели о доставке нас в Соликамск. Оттуда на Форде добрались до Чусового. От Чусового на электричке до Теплой Горы, где пришлось ночевать на вокзале и наблюдать все то же бес-пробудное молодежное пьянство. Из Телой Горы электричкой добрались до Тагила, оттуда автобусом до Серова. Из Серова на такси до Североуральска. Короче говоря, умотались порядком. Но впечатлений хватило на год вперед.
Михаил Цыганко