Тема хорошая. Только почему не начали скажем с бриллиантов. На днях был продан розовый бриллиант весом всего 5 карат за 10 лимонов баксов. Вот уж где можно поговорить о жадности барыг-продавцов и недальновидности покупателей, особенно учитывая тот факт, что если Де Бирс выкинет на рынок все свои запасы необработанных цветных алмазов, то цены на обработанные бриллианты могут упасть сразу на порядки.
Большинство людей в течении своей жизни бывают и покупателями и продавцами. И многие такие разовые продавцы, которые хотят продать что-то хорошее, что у них есть в единственном экземпляре (когда нужны вдруг деньги), ломят такие цены, что все барыги-продавцы просто отдыхают и при этом тут же много рассуждают о жадности других продавцов. Это из личного опыта. Поэтому ругая продавцов, вы возможно и ругаете и самих себя в прошлом, настоящем или будущем. Подумайте об этом. Деньги (и притом хорошие) могут понадобиться любому.
Противостояние между продавцом и покупателем будет всегда. Один хочет продать дороже, другой хочет купить дешевле. То же самое будет, если продавец и покупатель поменяются тут же местами. Но в процессе торга и появляется цена.
Не надо путать продажу зубной пасты и камней. 1000 упаковок зубной пасты могут быть проданы за день, неделю и месяц полностью. Потом продавец может купить еще 1000 тюбиков и снова их продать за тот же срок. Это товар постоянного спроса. И наценку на него можно делать небольшую. Любой камень - это штучный товар, существующий в единственном экземпляре. Особенно это касается коллекционки. Тут двух абсолютно одинаковых камней не бывает. При этом один может уйти быстро, а другой будет продаваться годами, из-за того, что в видном месте есть трещинка и маленький скольчик.
Оценка стоимости любого камня в первую очередь определяется тремя вещами:
1. Эстетичность;
2. Сохранность;
3. Редкость.
Непосредственно цена камня появляется только в момент реальной сделки, когда продавец и покупатель договорились и камень был куплен. Исходя из таких реальных цен и с учетом указанных выше трех пунктов и будут назначаться цены дальше.
Чем более красивый образец при отличной сохранности, тем он будет стоит дороже. А если он к тому же еще и редкий, то цена может сильно уйти вверх. Поскольку на самом деле многим хочется обладать вещами, которых нет у других. Во многом именно на этом и строится само понятие "коллекционирование". Обладать чем то уникальным. И когда говорят об уникальных коллекциях, то имеются в виду коллекции, составленные из уникальных вещей. И в музей никто не пойдет смотреть на щебенку. Большинство пойдет туда смотреть на большие, красивые и дорогие драгоценные камни, потому что посмотреть их больше особо негде. И большинство людей притягивает именно они, а не пирит с марказитом. Их не так много в природе. Никто ведь не собирает одинаковые телевизоры или стиральные машины, поскольку в этом отсутствует смысл.
Поэтому dimon тут и оценил свой камень в 5-15 рублей. Пусть он лучше начнет каждый день выставлять на продажу по одному кристаллу прозрачного, ограночного аквамарина хорошего голубого цвета и с размерами скажем 2 х 2 х 10 см начиная с 15 рублей. И каждый раз при этом повышать цену на 100 рублей. Та цена, на которой его продажи остановятся и будет максимальной ценой на это камень. И я думаю это будет не 15 рублей, не 1000 рублей и не 10000 рублей. И что будем говорить тогда о непомерной жадности dimona если цена его последней продажи составит скажем 100 000 рублей? Или его глупости или неопытности, как продавца, который позволил себе потерять много денег, продавая такие вещи по 15, 115, 215 рублей?
Нельзя забывать еще что добыча, препарирование, обработка (резка, шлифовка, полировка, огранка) тоже стоит денег и определенны трудозатрат. Чтобы найти место где добывать, тоже стоит денег и тех же трудозатрат. Любой продавец также несет расходы, связанные с продажей своих образцов (транспортные, место на ярмарке, зарплата продавцам и т.д.). Если в итоге полученная себестоимость будет ниже цены, определяемой рынком, то камень будет в продаже и его можно будет купить. Если выше, то камня в продаже не будет. Никто в убыток себе работать не будет. Хорошо известен пример со стоимостью бриллиантов. Цены на них всегда завышены на рынке, в противном случае их добыча была бы нерентабельна. Так что верхний предел цены камня определяется спросом, а нижний предел - себестоимостью.
По поводу несчастных и честных производителей (в данном случае работяг-огранщиков). Один коллекционер в нашем городе, находясь на последней стадии рака и нуждаясь в деньгах на покупку довольно дорогих лекарств, выставил на продажу коллекцию своих волынских топазов. Один кристалл весом в 1,5 кг (большая часть была хорошего винного цвета, процентов 70 кристалла была ограночная монообласть, из других частей можно было награнить много более мелких камней) он продавал по сути как сырье по цене 1 доллар за грамм. Но вот многие огранщики, пользуясь ситуацией и зная что человек уже умирает, начали ломать его, заявляя, что цена дескать сильно завышено. Надо мол дешевле. И это при цене 1 доллар за грамм за ограночное сырье высокого качества и тем, что в Ебурге на Минерал Шоу, цена на ограночный топаз в этот момент уже доходила до 2 - 3 долларов за грамм.
Для желающих покупать дешево есть хорошие китайские продавцы. Их полно везде. Они продают, например, прекрасные бусы из "хризопраза" или "бирюзы" высшего сорта всего за 300 - 400 рублей в розницу. Если нарваться на опт, то можно и по 100 - 200 рублей купить. Ассортимент у них большой.
По поводу стоимости огранки. На русском языке есть такая книжка:
Дронова Н.Д., Аккалаева Р.Х. "Оценка рыночной стоимости ювелирных изделий", Академия народного хозяйства при правительстве Российской Федерации, Издательство "Дело", 1998 г.
В ней есть таблицы, позволяющие оценить различные ограненные камни в зависимости от цвета, веса и качества. Если посмотрите в ней, то цена на полихромный турмалин весом в 40 карат вполне нормальная и соответствует общемировым ценам.